Биография и творчество
Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлекся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан». Годы Первой мировой войны провел на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноименный художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулезной передаче обобщенной красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
Это нефигуративное направление Мондриан скрупулезно и последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США. В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»). Умер от воспаления легких. Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и кинопленке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.
Избранные работы
- Landscape (1909)
- Evolution (1910—1911)
- Composition A: Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue (1920)
- The Red Tree (1909—1910)
- Composition with Yellow Patch (1930)
- Composition with Blue and Yellow (1932)
- Composition No. 8 (1939—1942)
- Composition: Checkerboard, Dark Colors (1919)
- Rhythm of Black Lines painting) (1935—1942)
- Composition with Large Blue Plane, Red, Black, Yellow, and Gray (1921)
- Composition with Red, Yellow and Blue (1921)
- Windmill by the Water (1908)
- Broadway Boogie-Woogie (1942—1943)
- Tableau I (1921)
- Horizontal Tree (1911)
- Still Life with Ginger Pot I (1911)
- Ocean 5 (1915)
- Rhythm of Straight Lines (1935—1942)
- Apple Tree in Bloom (1912)
- Vertical Composition with Blue and White (1936)
- Composition with Red, Yellow and Blue (1927)
- Composition No. 10 (1939—1942)
- Molen Mill (1908)
- Trees (1912—1913)
- Avond (1908)
- Composition No. III Blanc-Jaune (1935—1942)
- Composition with Blue, Yellow, Black, and Red (1922)
- Composition with Color Planes and Gray Lines 1 (1918)
- Victory Boogie-Woogie (1943—1944)
- Place de la Concorde (1943)
- Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue (1920)
- Amaryllis (1910)
- Fox Trot; Lozenge Composition with Three Black Lines (1929)
- Scaffoldings (1912—1914)
- Gray Tree (1911)
- Lozenge Composition with Yellow, Black, Blue, Red, and Gray (1921)
- Chrysanthemum (1908)
- Composition No. II; Composition in Line and Color (1913)
- Composition with Yellow (1930)
- Composition III with Color Planes (1917)
- Composition with Grid VII (1919)
- Still Life with Ginger Pot II (1912)
- Composition blanc, rouge et jaune or Composition in White, Black and Red (1936)
- Painting #9 (1939—1942)
- Composition with Gray and Light Brown (1918)
- Lozenge Composition with Red, Gray, Blue, Yellow, and Black (1925)
- Abstraction (1937—1942)
- Lozenge Composition with Red, Black, Blue, and Yellow (1925)
- The Red Mill (1910—1911)
- New York City I (1942)
- Composition #2 (1922)
Теоретические сочинения
- The New Art — The New Life: The Collected Writings of Piet Mondrian/ Harry Holtzman, Martin S. James, eds. Boston: G.K. Hall, 1986