Помимо работы с Брубеком, Пол возглавлял несколько собственных групп и был известен своими дуэтами с Джерри Маллиганом, Джимом Холлом и Четом Бейкером. Дезмонд скончался в 1977 году.
Пол Дезмонд (настоящее имя — Пол Брейтенфельд) родился в Сан-Франциско, Калифорния в 1924 году. Его отец был органистом, игравшим в кинотеатрах в эпоху немого кино. Его мать была эмоционально неуравновешенной, поэтому свое детство Пол провел у ближайших родственников в Нью-Йорке. Несмотря на запреты отца, в раннем возрасте Дезмонд увлекался игрой на скрипке. В возрасте 12-и лет Пол играл на кларнете в Политехнической школе Сан-Франциско. Но уже на первом году учёбы в колледже Сан-Франциско Стэйт он увлекся альт-саксофоном. В те же годы Пол был призван в армию США и вступил в её музыкальный коллектив при Сан-Франциско. Он провёл в войсках три года, но при этом никогда не участвовал в боевых действиях.
После завершения Второй мировой войны Дезмонд начал работать в клубе «Bandbox» в городе Пало-Альто, Калифорния. Также периодически он выступал с Брубеком в клубе «Geary Cellar» в Сан-Франциско. Вскоре Дезмонд нанял Брубека, но позже урезал вдвое его гонорар. После концертов в клубе «Greagle» в отеле The Feather River Пол заменил Дэйва на другого музыканта. В 1950 году Дезмонд переехал в Нью-Йорк, где играл на альт-саксофоне и кларнете с Джеком Фина, но позже, услышав трио Брубека по радио, вернулся в Калифорнию.
Интересна история второй встречи Брубека с Дезмондом. Брубек, который к тому времени уже женился и имел трёх детей, был обижен на Дезмонда из-за предыдущего опыта работы с ним. Дэйв попросил свою жену Айолу не впускать Пола в их дом. Но Дезмонд все таки пришёл к ним в тот момент, когда Дэйв занимался стиркой вещей своих маленьких детей. Айола впустила Пола в дом и привела его к Дэйву. В итоге Брубек согласился вновь взять Дезмонда в свою группу после того, как Пол предложил ему стать сиделкой для его детей.
Дезмонд впервые познакомился с Брубеком в 1944 году, во время прохождения службы в армии. Брубек проходил пробы в музыкальный коллектив 253-й армии, в которой служил Дезмонд. После прослушивания Брубек, в отличие от Дезмонда, был послан на фронт. Позже, на радиопередаче «Piano Jazz», Дезмонд рассказал ведущей Мэриэн МакПартланд, что был поражён техникой смены аккордов, продемонстрированной Брубеком во время его прослушивания в армейский коллектив. После согласия Брубека во второй раз принять Дезмонда в свою группу музыкантами был подписан контракт, согласно которому Дэйв мог в любой момент уволить Пола. Этот контракт закрепил за Брубеком статус лидера группы, в то время как Дезмонд получал 20% от всех гонораров квартета.
Так в 1951 году началась история оригинального квартета Дэйва Брубека, который просуществовал до декабря 1967 года. Квартет был особенно популярен в студенческой среде, чему в немалой степени послужили многочисленные выступления на университетских концертных площадках. Некоторые из этих выступлений выходили самостоятельными концертными дисками, такими, как «Jazz at Oberlin» (1953), «Jazz at the College of the Pacific» (1953), «Jazz Goes to College» (1954). Успех квартета обратил на себя внимание журнала Time, который в 1964 году поместил на свою обложку изображение Дэйва Брубека, назвав его самым интересным новым джазовым исполнителем.
Группа продолжала своё существование до 1967 года, когда музыкальные интересы Брубека сместились от музыки к композиции, и он распустил коллектив. В течение 70-х Дезмонд выступал с Брубеком в рамках нескольких воссоединительных туров, в том числе в туре «Two Generations of Brubeck». Аккомпанировали им сыновья Брубека Крис Брубек, Дэн Брубек и Дариус Брубек. В 1976 году Дезмонд и Брубек сыграли 25 концертов за 25 дней, концертируя по городам США на автобусе.
В 1962 году вышел совместный альбом Дезмонда и Маллигана «Two of a Mind». В июне 1969 года Пол Дезмонд выступил с Джерри Маллиганом на Нью-Орлеанском джазовом фестивале. Выступление получило положительные отзывы среди критиков и зрителей. Позже, в 1974 году, Дезмонд и Маллиган выступали вместе во время концертов тура Дэйва Брубека «Two Generations of Brubeck». В отличие от Брубека, у Маллигана было гораздо больше общего с Дезмондом. У них были общие интересы, тонкое чувство юмора, и оба имели бесконечное число различных привязанностей в жизни.
После некоторого затишья Пол был приглашён гитаристом Джимом Холлом для выступления в знаменитом «Half Note» в Нью-Йорке. С присущим ему чувством юмора Пол заметил, что согласился на это приглашение лишь потому, что он живёт неподалёку. Дуэт успешно выступал в клубе для самых разных аудиторий слушателей. В 1964 году вышел наиболее известный совместный альбом Дезмонда и Холла «Bossa Antigua». Дезмонд также сыграл с Modern Jazz Quartet на рождественском концерте в Нью-Йоркском «Town Hall» в 1971 году.
В середине 70-х годов Пол Дезмонд принял участие в записи альбомов Чета Бейкера. Среди них «She Was Too Good to Me» (1974), «You Can't Go Home Again» (1977), «The Best Thing for You» (1977).
Дезмонд познакомился с Эдом Бикертом в Торонто благодаря Джиму Холлу и начал выступать с ним в различных клубах города. Эд выступал с квартетом Пола Дезмонда на джазовом фестивале в Эдмонтоне.
В личной жизни Дэйв Брубек и его семья были очень близки с Полом Дезмондом, несмотря на то, что два музыканта были абсолютно разными людьми. Дариус Брубек вспоминал, что до самых школьных лет считал Дезмонда своим родным дядей. Особенно близок Дезмонду был сын Брубека Майкл. Именно ему Пол оставил после смерти свой саксофон. Дезмонд никогда не вступал в продолжительные отношения с женщинами, в отличие от Брубека, который был главой религиозной семьи и никогда не изменял своей жене, несмотря на плотный концертный график.
При игре на альт-саксофоне Дезмонд отличался лёгким мелодичным тоном, схожим со стилем Ли Коница — одного из своих главных вдохновителей. Пол был способен извлекать из своего инструмента невероятно высокие ноты — альтиссимо, что сделало его одним из самых известных музыкантов кул-джазовой школы западного побережья. Большая часть успеха классического квартета Брубека заключалась в противопоставлении «воздушного» стиля игры Пола и иногда относительно жёсткой, политональной игры Брубека. Талант Пола в импровизации особенно заметен на двух альбомах, которые он записал с Джерри Маллиганом («Mulligan-Desmond Quartet» и «Two of a Mind»).
В 1977 году Дезмонд был введён в джазовый зал славы журнала Down Beat.
В дискографию включены только альбомы, в записи которых Пол Дезмонд выступал в качестве лидера музыкальных коллективов.