9 сентября 1976 года в Волгограде в семье Агуреевых, по происхождению донских казаков, а по профессии – физика и учительницы, появился на свет первый ребенок – девочка Полина. Позднее у нее родились брат и сестра. Когда Полине было семь лет, Агуреевы уехали в Москву.
Сама Полина вспоминает детство как грустное и тоскливое время, когда хочется очень многого, но для этого нужно сначала вырасти. Она была совершенно домашним ребенком, очень много читала и рано определилась с будущей профессией. Сразу после школы Полина без проблем поступила на актерское отделение ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. Точнее сказать, все актеры, которые попали в набор Фоменко, учились на факультете режиссуры – но Полина все же была в актерской группе. И будущие режиссеры, и актеры учились практически вместе (по словам Полины, «варясь в одном соку»), а потому знали особенности обеих профессий, и после учебы им было гораздо легче работать на сцене.
Училась Полина очень легко. Благодаря покладистому и спокойному характеру она отлично находила общий язык и с однокурсниками и с преподавателями. Девушка никогда не старалась привлекать к себе внимание, но ее уравновешенность и заметная уверенность в себе вызывали уважение у сверстников, а педагоги ценили несомненный талант будущей актрисы. Однако на самом деле Полина на первом курсе пребывала в огромной растерянности – ее книжные представления о духовности актеров и их творческих натурах теперь казались девушке совершенно ошибочными. Ее окружали вполне обыкновенные люди, которые вовсе не стремились ежесекундно говорить о возвышенном и вести себя соответственно ожиданиям Полины.
Еще в студенчестве Полина Агуреева сыграла очень много ролей. Это были образы Юлии в «Гарпагониаде», Сони в «Дачниках», Нимфеи в «Школе для дураков» и многие другие. В 1997 году, окончив ГИТИС, молодая актриса начала работать в театре «Мастерская Петра Фоменко» и пользовалась большим уважением режиссера. Героини Полины всегда были живыми – актриса прекрасно умела донести мысли и переживания своего персонажа до зрителей. Уже в год выпуска из вуза она получила Гран-при на театральном фестивале «Московские дебюты».
У Петра Фоменко Полина сыграла Настеньку в «Белых ночах» Достоевского, Ларису в «Бесприданнице» Островского, графиню К. в пушкинских «Египетских ночах», Тамару в «Пяти вечерах» Володина. В 2000 году актрисе вручили театральную премию «Чайка» за роль Полины в постановке «Одна абсолютно счастливая деревня», а в 2001 году Агуреева стала лауреатом Государственной премии России.
Позже актриса играла и на других сценах. На ее счету Аннушка в гоголевской постановке «Владимир III степени», Марья Веселкина в горьковских «Варварах», Наташа Ростова в спектакле «Война и мир», Сибилла в постановке «Безумная из Шайо», служанка Лиза в грибоедовском «Горе от ума».
В двадцать шесть лет Полина стала женой известного театрального режиссера и актера Ивана Вырыпаева. В 2005 году у супругов родился мальчик Петр. Иван Александрович в интервью называет их брак «патриархальным», а Полина утверждает, что это супружество было борьбой – и в жизненном плане, и в творческом. Через два года после рождения сына Иван и Полина развелись. Причиной своего развода они называют банальное несходство характеров, а Полина добавляет при этом, что люди расстаются, когда перестают дружить.
Дебют Полины Агуреевой в кино состоялся в 2000 году, когда вышла на экраны телеверсия спектакля «Горе от ума» (постановка Олега Меньшикова). Роль у нее была второплановая – служанка Лиза, но критики по достоинству оценили игру актрисы. В 2004 году она сыграла Лялю Телепневу в фильме Сергея Урсуляка «Долгое прощание», поставленного по пьесе Юрия Трифонова. Героиня Полины мучается тревогами и сомнениями, и актриса сумела передать ее характер так хорошо, что на фестивале «Кинотавр» стала обладательницей премии «За лучшую женскую роль».
В 2006 году появилась нашумевшая картина «Эйфория» - кинодебют мужа Полины, Ивана Вырыпаева, написавшего и сценарий для фильма. «Эйфория» получила очень неоднозначные оценки критиков и зрителей а также немало наград и номинацию на «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля. На тот момент Иван и Полина были еще женаты, и работать с собственным мужем Полине оказалось нелегко, однако с ролью она справилась великолепно.
В следующем году Сергей Урсуляк начал съемки телесериала «Ликвидация», в котором Полина сыграла певицу Тоню Царько. Но самой яркой ее ролью стал образ московской бандитки Анны в сериале Урсуляка «Исаев». После выхода сериала актриса обрела необыкновенную популярность. Своей славой она обязана в том числе романсам, которые спела в фильме под гитару, – ее исполнение, искреннее и проникновенное, красивый голос и нежные интонации буквально покорили зрителей.
В кино Полина снимается очень редко – она слишком разборчива, ей должен нравиться сценарий, а роль обязана совпасть с внутренним мироощущением. В каждом образе актриса хочет достучаться до чего-то своего, больного и жесткого, а вот популярность ее практически не интересует. По шутливым словам самой Полины, ей нравится не выступать перед публикой, а «публично пострадать».
Полина Агуреева обожает военные фильмы и приходит в ужас от современных детских спектаклей, на которые вынуждена ходить с сыном. Она слушает классическую музыку – Моцарта, Сен-Санса, Шостаковича, читает философские книги и увлекается идеями Юнга, но свободное время старается посвящать сыну и называет себя «матерью-фанаткой».
Эту прекрасную актрису режиссеры называют «нездешней» и «отдельной», ведь она абсолютно не вписывается в востребованный сегодня типаж. Но эта «особость» сочетается в Полине Агуреевой с удивительным упорством и волей, и потому каждая ее роль в кино и на сцене становится настоящим подарком зрителям.