Петр Илларионович Шелохонов родился в Белоруссии в 1929 году. Его предки происходили из Украины, Литвы и Польши. Дед, Тито Шелохонович, был фермером, отец, Ларион Титович, был ветеринаром, работал в коневодстве. Отец обучал Петра премудростям ветеринарной медицины. Возможно сын пошёл бы по стопам отца, он с детства овладел верховой ездой, искусством выхаживать и лечить лошадей, и мог часами изучать тайны жизни, рассматривая ткани и органы под микроскопом. Все изменила война.
Белоруссия была оккупирована войсками Гитлера. Самой страшной ночью в жизни Петра Шелохонова была ночь первой бомбежки, когда налетели бомбардировщики и стали взрываться бомбы. Он чудом спасся, выбежав из дома, и наблюдал с ужасом, как горел его родительский дом. После бомбежки развалины домов, школа и ферма были раздавлены гусеницами фашистских танков. Двенадцатилетний Петр остался без крова. Он искал своих родителей среди мертвых соседей, но все погибли. Петр так и не узнал как погибла его мать, Анна Минска, похоронить её по традиции не было возможности. Петру приходилось ночевать в стогу сена пока он не был схвачен полицаями, но бежал под огнем. От пулевого ранения на лице Петра Шелохонова остались шрамы на всю жизнь. Ему удалось спастись в лесу. Раны постепенно заживали. Но глубокий шрам на лбу и другие отметины напоминали ему всю жизнь о страшных событиях его юности во время Второй мировой войны.
Петру Шелохонову удалось выжить в суровую осень и зиму 1941—1942 года. Перебираясь с места на место в поисках еды и укрытия, он вырыл земляную нору, в которой, сгорбившись и затаившись, прожил без еды и питья несколько суток, скрываясь от полицейских патрулей. Осенью 1941 года он спасся от голода благодаря тому, что нашёл раненую бесхозную корову, которая ходила по кругу, у неё было полное вымя молока, но не было ни телят, ни хозяев. Используя ветеринарные навыки, он приручил корову и прямо из вымени пил её молоко. Вскоре раненая корова умерла и ему пришлось выживать, спасаясь от голода, питаясь всем, что можно было съесть. Петр глушил рыбу в реке с помощью немецких мин и гранат. За этим занятием его поймали партизаны. В отрядах белорусских партизан он провел 1941—1943 годы.
? 1942 году, среди партизан, впервые открылись актёрские способности Петра Шелохонова: он живо и непосредственно исполнял сценки, карикатуры на Гитлера, пародии на ненавистных оккупантов. Постепенно в работе над этими искренними и наивными представлениями, а самое главное, в повседневной борьбе за выживание в суровые годы войны, мягкий от природы характер Петра приобретал черты мужества, твердости, настойчивости. Мальчик становился мужчиной. В 1944 году у 15-летнего Петра Шелохонова уже был самодельный кукольный театр, который он сам соорудил. Он смастерил несколько кукол, сколотил для них специальную сцену, из найденного куска материи сделал занавес и задник для своего маленького театра. В ходе своих представлений он соединил несколько произведений и назвал свой кукольный спектакль: «Красная шапочка, Петя и волк на войне». В своем спектакле Петру Шелохонову удавалось одновременно водить 4 куклы, говорить четырьмя разными голосами, а перед спектаклем и после он играл на разбитом трофейном аккордеоне. Так он кочевал по Белоруссии и Украине, работая за еду. Эти первые опыты были хорошей школой для будущего актёра, начинавшего на практике понимать огромные выразительные возможности человеческого лица, мимики, жеста, голоса. Овладевая разнообразием интонаций и интуитивно, по реакции зрителей, изучая секреты и возможности актёрского перевоплощения, он по деталям и штрихам осваивал разнообразные элементы актёрского мастерства. В 1944 году в только что освобожденном Чернигове он получил за свое представление самый большой в то время заработок — буханку хлеба, шмат сала и стакан водки. В том же году пешком, а иногда с попутками, Петр добирался до многих городов и сел Украины и давал представления на русском и украинском языках, которые были для него родными. Выживая самостоятельно, а также деля с партизанами их нелегкую жизнь, стараясь своим талантом помочь общей борьбе с жестоким и сильным врагом, Петру Шелохонову посчастливилось дожить до победы.
В 1945 году Шелохонов был принят в музыкальное училище при Киевской консерватории в класс фортепиано, но он мечтал стать артистом в Ленинграде. В 1946 году он приехал в Ленинград, чтобы продолжить учёбу и найти работу на сцене, например, в джаз-оркестре, таком, как любимый им джаз Утесова. Он был заворожен ритмами джаза и голосами всемирно известных исполнителей. Особенно близкими ему стали музыкальные шедевры в исполнении таких звезд джаза, как Гленн Миллер, Фрэнк Синатра, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд. По словам Петра Шелохонова, живая и радостная музыка джаза помогала заглушить боль и страдания от травм Второй Мировой Войны и переключиться на мирную жизнь с положительными эмоциями и чувствами, которые были в этих песнях. Они несли заряд энергии, призывая радоваться жизни, танцевать и любить. Но надо было зарабатывать на жизнь. Он поступил в ремесленное училище и сразу был сурово наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот. Шелохонову повезло — в качестве наказания он провел лишь несколько месяцев в штрафной роте на строительных работах по сооружению Стадиона имени Кирова в Ленинграде. Потом Шелохонову повезло найти работу на сцене.
Однако, вольная жизнь и учёба прекратились с призывом на военную службу. С 1949 по 1954 год Шелохонов служил на Балтийском флоте. Он сразу был сурово наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот — 10 суток содержания под арестом на гауптвахте. Затем он продолжал свою пятилетнюю службу на флоте: сначала матросом на катерах дымовой завесы в Балтийске и Клайпеде, затем старшиной учебной части в городе Лиепая. С 1949 по 1954 был актёром театра Балтийского флота в городе Лиепая, а также участвовал в спектаклях театра в Балтийске и в Ленинграде. В 1952 году был награждён грамотой Верховного Совета Латвии за театральную работу, однако вскоре был опять строго наказан за политический анекдот.
В 1950-е годы Шелохонов жил в далекой Сибири. В 1960 году он закончил театральное училище. Одной из его работ была роль Гамлета. Даже по отличной, но все же неподвижной фотографии, можно представить каким был Гамлет в его исполнении: одухотворенность, озорство, молодость, энергию мысли можно увидеть на фотографии Гамлета — Шелохонова. Фотограф, сделавший этот снимок в 1959 году, был мастером своего дела, он выбрал нужный момент и ракурс. Гамлет Шелохонова произносит классический монолог «Быть или не быть…», в котором выражены мысли принца о смысле бытия, о связи между прошлым и будущем. Эта напряженная мысль светится в глазах актёра, отражается на его задумчивом лице, и зритель верит — Быть! Мы видим Гамлета — яркого сына бурной эпохи просвещения и понимаем трагедию человека, которого жестокая действительность того времени заставляет страдать. Несомненно, что Гамлет Шелохонова был близок и понятен молодежи 50-60-х годов, переживавшей подобные духовные трагедии в тяжелые годы советской эпохи. В труппе Иркутского драматического театра Петр Шелохонов вскоре стал одним из ведущих актёров, сыграл целый ряд классических и современных персонажей.
В 1960-е годы Петр Шелохонов осуществил ряд театральных постановок пьес современных авторов, в которых выступил и как исполнитель ролей, а также как режиссёр-постановщик в Таганрогском театре им. Чехова. В том же театре он сыграл главные роли в классических пьесах А. Чехова «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Чайка», «Три сестры», а также в пьесах современных авторов, таких как «Именем революции» и «Шестое июля» М. Шатрова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского и др. Большой успех, отраженный в журнале «Театр» (№ 8 за 1965 г.) выпал на роль Иванова в одноименной пьесе А. П. Чехова. В 1960-е годы Шелохонов, как режиссёр поставил спектакли «Обелиск», «Недотрога», «Девушки с улицы надежды» и др, а также поставил пьесу А. Чехова «Платонов», где сыграл главную роль. В 1967 году Петр Шелохонов сыграл роль Ленина в собственной постановке «Ленинские чтения», посвященной 50-летию революции. Эта постановка Шелохонова была жестко раскритикована в горкоме КПСС за отклонение от официально принятого образа Ленина.
В 1967 году студия «Экран» приглашает Петра Шелохонова на главную роль в телевизионном фильме «Шаги в солнце», который был показан по Центральному телевидению СССР. С этого времени актёр много снимается в кино и на телевидении. Этапной работой стала роль конструктора ракет Карелина в двухсерийном фильме «Укрощение огня». Прототипом для роли Карелина был реальный человек, помощник Королева, в то время один из засекреченных конструкторов ракет. До начала съемок кинорежиссёр Сергей Герасимов рекомендовал Петра Шелохонова на главную роль, однако, по решению кураторов из ЦК главную роль отдали Кириллу Лаврову, а имя Сергея Королева заменили из-за секретности на Башкирцева. Кирилл Лавров и Петр Шелохонов сыграли в фильме несколько совместных сцен и остались друзьями на всю жизнь, снявшись вместе еще в десяти фильмах.
В фильме «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Съемки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звездном городке космонавтов, а также в Кремле. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали после согласования с тогдашним правительством СССР. Петр Шелохонов стал партнером таких актёров, как Игорь Горбачев, Евгений Матвеев, Зиновий Гердт, Игорь Владимиров, Андрей Попов, Вера Кузнецова, Всеволод Сафонов и других звезд советского кино. После этой совместной работы режиссёр и актёр Игорь Владимиров пригласил Петра Шелохонова в труппу ленинградского театра им. Ленсовета.
В 1960-х -90-х годах Петр Шелохонов живёт и работает в Ленинграде, в театре им. Ленинского Комсомола, театре им. Комиссаржевской и театре им. Ленсовета. Среди театральных работ Петра Шелохонова отмечены главные роли в спектаклях «Гнездо глухаря» по пьесе В. Розова и «Тема с вариациями» по пьесе С. Алешина, а также исполнение роли Никиты Романовича Захарьина в трилогии А. Толстого о царях. Он часто работает на киностудии Ленфильм, где было снято более 40 кинофильмов с его участием. В этот период раскрываются творческие возможности П. Шелохонова как артиста кино исполнившего разнообразные роли, такие, как шпион Сотников («Развязка», 1968), сибирский казак Северьян Улыбин («Даурия», 1970), композитор Михаил Глинка («Ференц Лист», 1970), военный комиссар («Такая длинная, длинная дорога», 1972), директор Пересада, («Ответная мера», 1974, Одесская киностудия), Дорогомилов (телесериалы «Первые радости» и «Необыкновенное лето», 1977-79), Кузнец Акимыч (телесериал Хлеб — имя существительное, 1988) и другие работы в кино и на телевидении. В этот период Шелохонов снимался с такими звездами кино, как Павел Луспекаев, Николай Гриценко, Наталья Фатеева, Кирилл Лавров, Виталий Соломин и др.
В 1989-90 годах всемирно известный режиссёр, актёр и писатель Питер Устинов поставил в Петербурге свою пьесу «Фотофиниш», в которой ведущую роль — Сэма поручил Петру Шелохонову на сцене театра им. Ленсовета. На память об этой работе Питер Устинов подарил Петру Шелохонову фотографию с дружеской подписью «Петру Первому от Петра Устинова».
Личные чувства Петра Шелохонова, его боль и память о войне были выражены в его постановке спектакля «Изабелла» о спасении узников фашистского лагеря Аушвиц (Освенцим). В интерпретации Шелохонова на сцене происходит спасение всех узников концлагеря, как выживших, так и погибших, что становится возможным благодаря нашей памяти об их героической судьбе и подвиге. Такое прочтение пьесы было неожиданно даже для самого автора. На премьере спектакля приехавшие из Нью-Йорка автор Ирвин Лейтнер и сама Изабелла увидели, какое необычное сценическое решение нашёл Шелохонов для метафоры о подвиге и бессмертии: после страданий в концлагере и гибели в огне печей, в финальной сцене спектакля все сожженные узники концлагеря оживают и выходят из горящих печей сквозь огонь и дым, медленно и величественно идут в зал, присоединяясь к живым под музыку Реквиема Моцарта.
В 1996-97 годах голливудская киностудия Warner Brothers совместно с кинокомпанией Icon, которой владеет Мэл Гибсон, сняли кинофильм «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Съёмочная группа работала во дворцах, музеях и парках Петербурга, которые подходили для съёмок в исторических костюмах и интерьерах XIX века. Режиссёр по кастингу Марион Догерти, которая работала с Мэлом Гибсоном и Софи Марсо в кинопроектах, таких, как «Храброе сердце» и др., видела работу Петра Шелохонова и познакомил его с режиссёром, и Бернард Роуз сразу утвердил актёра на роль Капитоныча, дворецкого Карениных. Так Шелохонов стал партнером звезд современного кино — Софи Марсо, Шон Бин, Миа Киршнер, Джеймс Фокс, Дэнни Хастон и других.
1993 - М Ю Лермонтов, "МАСКАРАД"