Родился 22 ноября 1928 года в Днепропетровске (УССР). Отец, Галочкин Андрей Андреевич, русский, был родом из Калужской области, работал директором столовой, позже — лепщиком и бригадиром форматоров. Мать, Либерман Ольга Григорьевна, еврейка, родилась в г. Чегорине (Украина), работала бухгалтером. В семье ценились честность и порядочность, этим принципам скульптор следовал до конца своей жизни.
Во время Второй мировой войны семья Галочкиных была эвакуирована в Краснодарский край, затем в Узбекистан, а в 1944 г. вернулась в Днепропетровск. С 1944 по 1949 г. Валентин Галочкин обучался в Художественном училище Днепропетровска, в том числе у профессора Жирадкова. С 1949 по 1955 г. учился в Киевском художественном институте на факультете скульптуры. Большое влияние на него оказал профессор Макс Исаевич Гельманн.
Дипломная выпускная работа «Сталевар» (1956) была высоко оценена экзаменационной комиссией и отлита в бронзе за счет института. В том же году работа была приобретена Министерством культуры и выставлена в Государственном художественном музее г. Львова (Украина). Как выдающегося студента, Галочкина сразу после окончания института назначили главным художником Киевского скульптурного комбината, на этой должности он остался до 1959 года.
Уже через год за работу «Хиросима» (1957) Галочкин в 29 лет был представлен к Ленинской премии, в то время высшей государственной награде в СССР, однако премия в 1957 г. была присуждена 83-летнему С. Коненкову.
Карьера перспективного молодого скульптора вскоре остановилась из-за конфликтов с партийным руководством. Валентин Галочкин отказался вступить в Коммунистическую партию и активно поддерживать официальную пропаганду, видя основной задачей работы художника передать истинную красоту и искренние чувства зрителю. Вплоть до 1991 г. Галочкин исполнял государственные заказы (в том числе памятники на территории РСФСР и УССР), однако даже в заказных работах скульптор пытался выразить общечеловеческие ценности и уменьшить коммунистический пафос.
В 1968 г. Валентин Галочкин стал лауреатом премии Венского фестиваля молодых художников. В 1960-х и 1970-х гг. совершил несколько поездок в Великобританию, Францию, Египет и Грецию. Особенно впечатление на него произвел Лувр. По словам художника, он мечтал всю жизнь посетить этот «храм искусств», и вот, наконец, когда уже стоял у входа и увидел статую Ники Самофракийской, вдруг заплакал и в течение двух часов не решался зайти в музей.
В 1986 г. в связи с аварией на Чернобыльской АЭС скульптор вместе с семьей переехал из Киева в Москву. В 1991 г. после распада СССР Валентин Галочкин, как и многие советские деятели искусства, оказался в тяжелом положении и был вынужден жить, продавая ранее созданные работы. В 1999 г. эмигрировал в Германию, жил в Висмаре, с 2002 г. — в Гамбурге. В 2002 г. здоровье скульптора резко ухудшилось, в последующие несколько лет он перенес ряд сложных операций. Умер от инфаркта 3 ноября 2006 г. во время поездки в Россию, в Москве. Похоронен на Нахабинском кладбище 8 ноября 2006 г.
В.Галочкин был женат 3 раза. Первый брак (1958 г.) с Юлией Укадер (советский украинский скульптор, 1923—2008). Дочь от первого брака — Татьяна Рябоконь, урожд. Галочкина (живописец). Второй брак (1978 г.) с Еленой Бокшицкой (киновед, 1948—1994). Дочь от второго брака — Анна Бокшицкая (журналист). Третий брак (1980 г.) с Лидией Галочкиной, урожд. Абраменко (российский скульптор, график, род. 1956). Сыновья от третьего брака — Игорь Галочкин (преп. экономики в МГИМО) и Андрей Галочкин (инженер). В.Галочкин занимался спортом, был мастером спорта по плаванию и волейболу, увлекался охотой и рыбной ловлей.
Ранние работы, в том числе выпускная дипломная работа "Сталевар" (1956) выполнены в стиле социалистического реализма, в традициях Мухиной, Шадра, Меркурова.
Первая крупная работа "Хиросима" (1957), принесшая Галочкину известность в СССР, посвящена жертвам атомной бомбардировки города Хиросима во Второй мировой войне. "Хиросима" выражает протест скульптора против атомного оружия и войны, призыв к человечности.
"Сталевар", 1956
"Хиросима", 1957
"В.И.Ленин", 1960
C 1957 по 1991 гг. Галочкин выполняет десятки парадных памятников и бюстов В.И.Ленина и других политических деятелей СССР. Однако скульптор никогда не воспринимал эти государственные заказы, служащие целям пропаганды, как творческую работу. Галочкин в самом начале своего творческого пути разочаровался и в художественных принципах социалистического реализма. В своем творческом поиске он ориентируется на искусство Западной Европы и США, изучает творчество Генри Мура, Цадкина, Модильяни, Бурделя, Майоля и др.
Постепенно он приходит своему собственному видению формы и скульптуры. Форма не обязательно должна следовать за натурой и реалистически подражать ей. Она должна, прежде всего, быть красивой, создавать интересные ажуры и сочетание полутонов на своей поверхности. Галочкин воспринимает скульптуру как множество силуэтов, которые образует окружающий скульпутуру воздух. С любого ракурса скульптура должна иметь интересный контур.
Ряд монументальных работ Галочкина посвящен теме Второй мировой войны. Однако видение войны художником, пережившим эвакуацию и смерть родных и близких, было далеко от официальной коммунистической пропаганды. Вместо бодро шагающих солдат и вождей в парадных позах скульптор изображал страдания и скорбь, которые приносит война народу, каждому человеку.
Работа "Уходящий на фронт" 1957 г., вырубленная из куска дерева, показывает последний страстный поцелуй солдата, прощающегося с женой. В памятнике "Жертва" 1964 г. фигуру человека образует разлом в камне, как будто образовавшийся от взрыва снаряда. Исчезнувшего человека показывает его след, силуэт в воздухе. Памятник жертвам Бабьего Яра (рабочее название - "Насилие") 1964 г. - беременная женщина, рассеченная надвое, страшный символ массовых расстрелов евреев. Памятник "Вдовы" 1975 г. изображает старую и молодую женщину (мать и жену), вечно держащих каску погибшего солдата. В работе "Врата скорби" 1976 г. две "женщины оплакивают тяжкую потерю, подобно атлантам". "Памятник сожженному селу" 1979 г. - девочка, стоящая в языках пламени.
"Уходящий на фронт", 1957
"Жертва", 1964
"Бабий Яр", 1964
"Вдовы", 1975
"Врата скорби", 1976
"Памятник сожженному селу", 1976
Основной темой станковых работ скульптора была женская фигура и женский торс. Множество этюдов и работ, изображающих женскую фигуру в реалистической манере, было утрачено. Галочкин постепенно от реалистического изображения обнаженного тела переходит ко все большей символичности. В работах "Королева" 1965 г., "Река" 1970 г., "Виолончелистка" 1975 г. женская фигура стилизуется, превращается в игру силуэтов, объёмов и "рисунков воздуха".
"Русалка", 1975
Этюд ("Рабство"), 1965
Этюд ("Весна"), 1975
"Королева", 1965
"Река", 1970
"Виолончелистка", 1975
Особое значение в творчестве Галочкина приобретает геометрическая фигура эллипс, в котором скульптор видит основу композиции и "стремление к гармонии". "Торсы" 1969 и 1975 гг. приближают женский торс к эллипсам, превращаются в напряженные, гармоничные и сбалансированные формы.
"Согнутый торс", 1969
"Торс", 1975
"Торсы", 1975
Даже красивые, но задуманные и потому навязчивые ритмы и ажуры — тоже ложь, придуманное и потому пустое и холодное.
Бесстрастное только может обладать качеством вечного.
Если существует объективное понятие "красота" и если красивое, в таком случае, должно оставаться красивым вечно, то творить надо по законам вселенной.
Не изощренность делает произведение вечным и великим, а его обнаженная искренняя правда и чистота, простая, как сама земля, навзничь открытая людям.
Из чего состоит эта красота предмета? Наверное, прежде всего из-за гармонии и внутреннего ритма и слаженности, рациональности и скрытой целесообразности.
Чтобы твой мир стал дорог людям, а не только тебе, он должен быть гуманным.
В произведении искусства должно быть таинство