Я – русин.
Я русин был и русским буду,
Пока живу, пока дышу,
Покамест имя человека
И заповедь отцов ношу.
Когда австрийцы и поляки
Да немцы лютые меня
С правдивого пути не сшибли
И не похитили огня,
То ныне ни крутым запретам,
Ни даже ста пудам оков
Руси в моей груди не выжечь
Во веки вечные веков.
Родился 21 марта (2 апреля по новому стилю) 1889 в селе Яснище Королевства Галиции и Лодомерии (ныне Бродовского района Львовской области) в семье зажиточного крестьянина. Отец, следуя традиции галицких русофилов, отдал Василия в немецкую гимназию в Бродах (так как образование на русском языке было запрещено в Австро-Венгрии), по окончании которой, в 1912 году В. Ваврик поступил на юридический факультет Львовского университета.
В 1914 году с началом Первой мировой войны, как и многие другие галицкие русофилы, В. Ваврик был заключён в концентрационный лагерь Терезин (по доносу шовиниста-украинца. В Терезине он познакомился с Гаврилой Принципом, чьи выстрелы в Сараево в эрцгерцога Фердинанда спровоцировали начало войны. Позже В. Ваврика перевели в другой лагерь, Талергоф. В концентрационных лагерях он начал писать сатирические стихи, в которых описывал происходившие жестокости и произвол австрийских властей, подпольно редактировал и распространял среди заключённых рукописные газеты.
В конце 1915 года его мобилизовали в армию и направляют на итальянский фронт, где он попадает в плен. Благодаря стараниям русского посла в Италии, В. Ваврик получил свободу и поступил в русский экспедиционный корпус, сражавшийся во Франции.
В 1917 накануне октябрьского переворота Василий Ваврик переехал в Петроград. С началом гражданской войны в России он вступил в Добровольческую армию, получил чин капитана и возглавил сформированный в Ростове-на-Дону «Карпато-русский отряд», который, в частности, принимал участие в обороне Крыма от наступления красных в начале 1920 года.
После падения режима барона Врангеля, В. Ваврик переехал в Чехословакию, занимался редактирование ужгородского «Русского православного вестника». В 1921 году он поступил на философский факультет пражского Карлова университета, который окончил в 1925 со степенью доктора славянской филологии, защитив диссертацию про литературную группу «Русская троица».
Затем он вернулся во Львов и в 1926 получил степень доктора философии во Львовском университете. До 1939 года он работал при старейшем учреждении галицких русофилов — Ставропигийском институте, был редактором «Временника Ставропигийского института». Он принимал активное участие в издании «Талергофских альманахов» — подробных сборников, посвященных уничтожению карпато-русского народа австро-венгерской властью. Он также писал исследования о галицко-русском движении и его лидерах — И. Наумовиче, О. Мончаловском, Д. Маркове и других.
После присоединения западно-украинских земель к СССР в 1939 году все русофильские учреждения были ликвидированы советской властью, которая не допускала существования альтернативы «украинскости». Василий Ваврик в 1939—1941 годах работал преподавателем русского языка во Львовском университете.
С началом немецкой оккупации Ставропигия возобновила свою работу. За участие Ваврика в деятельности советского подполья во Львове нацисты убили двух братьев — Петра и Павла.
После окончания Великой Отечественной войны Василий Романович преподавал русский язык во Львовском университете, позже работал научным сотрудником Львовского исторического музея. Он принимал активное участие в жизни русского православного прихода при церкви святого Георгия во Львове, поддерживал тесные контакты с другими русскими галичанами.
Его отношение к советской власти соединяло противоречия — с одной стороны, он её уважал за то, что Львов и Москва соединились в одном государстве, с другой — выступал против запрета галицко-русской идеологии и за гонения, устроенные этой властью на русских галичан.
Ваврик продолжал писать стихи на русском (литературном) языке и на наречии родного села. Он тайно сотрудничал с карпато-русским журналом «Свободное слово Карпатской Руси» (редактор Михаил Туряница, США), который выступал «против расчленителей и убийц России всех мастей: явных, как самостийники, и скрытых, как диссиденты или „антикоммунисты“» (цитата из программы журнала), а также с Карпаторусским календарём Лемко-Союза, в котором помещал свои исследования, связанные с лемками.
Советская власть не признала ни одну из двух докторских степеней, полученных за рубежом, и в 1956 году для получения степени ему пришлось защитить кандидатскую диссертацию по филологии в киевском институте литературы имени Т. Шевченко при Академии наук Украины.
Позже Василий Ваврик вышел на пенсию и жил в одном из здании, ранее принадлежавших Ставропигии на улице Ивана Фёдорова.
Он умер — 5 (по другим данным — 7) июля 1970 года и был похоронен в «Гробнице галицко-русских писателей» на Лычаковском кладбище; его архив был перевезён в Ленинград.
Сборники стихов:
Поэма:
Участие в стихотворных сборниках:
Слово о полку Игореве, в 750-літню річницю его появления, з вступним словом, поясненням тексту і переводом на галицько-руську народну мову. Львів, 1937.
На закате гаснущих дней (Автобиографические очерки)