Популярные
На фото Виктор Васильевич Авилов

Виктор Васильевич Авилов

советский и российский актер
Дата рождения:
1953-08-08
Дата смерти:
2004-08-21
Биография

8 августа 1953 года в московской рабочей семье родился Виктор Васильевич Авилов. Его детство прошло на окраине столицы, в Востряково. После восьмого класса Виктор поступил в индустриальный техникум, а когда получил в 1972 году диплом, отправился на срочную службу в армию.

Вернувшись из армии, Виктор стал работать по двум своим основным специальностям – он был профессиональным шофером, а еще занимался в различных НИИ наладкой и монтажом систем автоматики и контроля. Вспоминая молодость, Виктор называл сам себя «летуном» – ведь за несколько лет он успел сменить пять автобаз и такое же число НИИ. Но зато после работы он выходил на сцену. Сцена эта была, конечно, не профессиональной – в 1974 году в поселке Востряково появилась театральная студия, которую создал Валерий Белякович. Младший брат Валерия оказался одноклассником Виктора и порекомендовал его режиссеру. Любопытно, что с самых первых дней существования этой самодеятельной труппы Белякович очень высоко поставил планку для актеров, требуя от них совершенно серьезной работы.

Первой ролью Виктора Авилова в студии был образ Кочкарева в гоголевской «Женитьбе», в самом первом спектакле студии, показанном в 1975 году. И эта премьера, и последующие спектакли непрофессиональной труппы оказались вполне успешными. В 1977 году студия объединилась с «Театром юного москвича», cтудией Дворца пионеров, которой тоже руководил Белякович. Режиссеру удалось добиться отдельного помещения для своего коллектива – и возник новый театр, получивший название «Театр-студия на Юго-Западе».

В конце лета 1979 года Виктор Авилов официально поступил на работу в этот театр. По официальным документам он числился там «инструктором отдела культуры», но на деле началась его профессиональная деятельность на театральной сцене. В 1980 году студийцы поставили пьесу «Кабала святош» Михаила Булгакова. Спектакль назывался  «Мольер», и в нем Виктору досталась главная роль, после которой он получил безусловное признание в театральных кругах.

К этому времени Виктор успел развестись с первой женой и жениться снова – на актрисе, своей коллеге по студии. У них родилось две дочери.

В 1983 году Резо Чехидзе, режиссер-постановщик многосерийного телефильма «Житие Дон Кихота и Санчо Панса» (СССР – Испания), пригласил Авилова сыграть Дон Кихота. К сожалению, Виктору пришлось отказаться от столь лестного предложения, ведь актерам «Театра на Юго-Западе» было категорически запрещено сниматься в кино. Этот отказ словно определил всю последующую карьеру Авилова в кинематографе – предложения такого уровня он не получил больше ни разу. Однако расстраиваться не приходилось – на родной сцене Виктор исполнил свою следующую рубежную роль, сыграв в 1984 году Гамлета, и так удачно, что его стали называть преемником Высоцкого и «Гамлетом восьмидесятых».

Два года спустя Авилова впервые выехал за границу, в Чехословакию, где «Театр на Юго-Западе» гастролировал со своей знаменитой «Женитьбой». В 1987 году спектакль «Гамлет» принял участие в театральном фестивале Эдинбурга, и английская пресса утверждала, что эта постановка великой шекспировской трагедии – лучшая из всех зарубежных за последние сорок лет. С Виктора Авилова, исполнителя роли Гамлета, даже сняли гипсовую маску для театрального музея Эдинбурга.

В «театре-студии на Юго-западе» Виктор Авилов сыграл еще не одну замечательную роль – Калигулу в пьесе А. Камю, булгаковского Воланда, гоголевского Хлестакова, Беранже из «Носорогов» Э. Ионеско, Ланселота из «Дракона» Шварца и очень много других. Авилова называли «лицом» нового театра, его «фирменным образом». И не только потому, что Виктор был одним из основателей студии – а потому, что этот человек, не имевший актерского образования, буквально самоучка, пусть и под руководством прекрасного режиссера, сумел развить и огранить свой талант. Причем талант этот оказался немыслимо многоликим.

В 1985 году Виктор Васильевич все же согласился сняться в кино. Валерий Белякович не желал видеть своих актеров на экранах, и Авилову пришлось поехать на съемочную площадку в собственный отпуск. Фильм «Господин оформитель», снятый по рассказу А. Грина, был дипломной работой Олега Тепцова, которую молодому режиссеру порекомендовали снять как полнометражную картину. Прокатная версия вышла на экраны в 1988 году и мгновенно обрела славу первого советского мистического триллера. В этой изысканной, мрачной картине Виктор Авилов сыграл главную роль – Платона Андреевича. Сам актер рассказывал впоследствии, что от съемок, завершенных в очень короткие сроки, у него в памяти осталась лишь промозглая питерская погода. В 1989 году фильм «Господин оформитель» номинировался на российскую премию «Ника», а Авилов прослыл утонченным и оригинальным актером не только на сцене, но уже и в кинематографе.

В том же 1988 году появился еще один фильм с Виктором Авиловым в главной роли – он создал образ зрелого графа Монте-Кристо в «Узнике замка Иф» (режиссер Георгий Хилькевич). Это была весьма сложная задача – ведь до Авилова роль Монте-Кристо сыграл сам Жан Маре. Но Виктору Васильевичу роль удалась, пожалуй, не хуже, чем великому французу, – Монте-Кристо в его исполнении стал таинственной, мистической личностью, что вполне соответствовало стилю Авилова. Неподвижный взгляд, которым прославились все его киногерои, действительно можно счесть сверхъестественным – такое лицо, неважно, вызывает оно симпатию или наоборот, просто невозможно забыть.

Роли Платона Андреевича и графа Монте-Кристо принесли Авилову огромную популярность. А вот следующие фильмы, в которых он работал в те же годы, «Любовь к ближнему» и «По траве босиком», остались практически не известными широкой публике. Правда, и роли у Авилова были там эпизодические. В 1988 году вышел также шестисерийный фильм «Большая игра» режиссера Арановича, где Виктору Васильевичу досталась роль француза-корреспондента.  Картины «Красные слоны» и «Сафари-6» не появились на экране и распространяются только на видео, а фильм «Гражданское пари» остался незаконченным. Сам Авилов называл одной из лучших своих работ роль Арбенина в фильме «Маскарад», снятом Инессой Мамышевой на «Лентелефильме».

Летом в 1989 году состоялась премьера спектакля «Калигула», главная роль в котором во многом определила дальнейшую судьбу актера. Влияние образа Калигулы сказалось на последующем репертуаре актера, а кроме того, Авилов попытался снять собственную версию этой драмы. Проект фильма стоил ему немыслимых усилий в течение нескольких лет и остался незавершенным из-за инфляции 1993 года.

В 1990 году у Виктора Васильевича произошла личная трагедия – умерла его младшая сестра, Ольга Авилова-Задохина, тоже игравшая в труппе «Театра на Юго-западе». Через несколько дней после ее смерти последовал еще один удар – режиссер театра уволил едва ли не половину труппы. Виктор Авилов остался в театре, но пережил сильнейшее потрясение.

В 1992 году актера снова пригласил сниматься Георгий Хилькевич – в «Мушкетерах двадцать лет спустя». Более отвратительного персонажа, чем Мордаунт, достаточно трудно даже представить, и поначалу Авилов не хотел играть эту роль. Но все же согласился – и его Мордаунт оказался весьма убедителен в своей ненависти к убийцам матери.

Год спустя Виктор Васильевич сыграл Воланда в «Мастере и Маргарите» и в том же 1993 году получил звание заслуженного артиста России. Через два года театр поехал с булгаковским спектаклем на гастроли в Берлин, но за полчаса до премьеры Авилова увезли в больницу с прободением язвы. Он перенес дважды клиническую смерть, но выжил и уже через несколько недель вернулся на сцену.

В начале девяностых Виктор Авилов ушел из семьи, встретив на съемках в Одессе женщину, которая стала его третьей женой.

Следующая болезнь настигла его в 1999 году – актер не мог играть около полутора лет из-за туберкулеза и получил вторую группу инвалидности. Сцену он снова не бросил, но в «Театре на Юго-Западе» играл с тех пор только по договору. Местом его работы стал в 2000 году театр «Киноспектакль», которым руководил Олег Лещинер.

Работал Авилов и у других режиссеров, на разных сценах – например, все-таки сыграл Дон Кихота в Театре клоунады у Терезы Дуровой. В 2002 году Виктор Васильевич испытал себя как хореографа, поставив два весьма любопытных танца для своего персонажа, Гренуя в «Парфюмере», на сцене театра «Арт-Хаус». В театре «Киноспектакль» Авилов создал собственную актерскую школу.

Авилов продолжал сниматься в кино – в фильмах «Русские амазонки», «Синоптик», «В поисках тридесятого царства», «Золотая голова на плахе». Одной из интересных его ролей стал образ Кощея Бессмертного в германском фильме по русской сказке «Царевна-лягушка». Но работе в кино Виктор Васильевич всегда предпочитал театр, считая сцену интереснее хотя бы потому, что на ней невозможно переснять эпизод и нужно работать «на едином дыхании».

В 2004 году Виктор Авилов работал без выходных семь месяцев подряд – ставил спектакль «Грешная деревня Далскабаты» на сцене «Киноспектакля», одновременно руководя в «Театре на Юго-Западе» съемками киноверсии спектакля «Мольер». Тогда же в родном театре его утвердили на главную роль в постановке «Куклы». «Русский независимый театр» начал гастролировать с антрепризой, в которой участвовал Авилов, – но в конце июня выход на сцену стал для актера невозможным. Врачи обнаружили у Авилова рак печени, и с этой болезнью он справиться не сумел. 21 августа 2004 года Виктор Васильевич Авилов умер. Похоронили его в на Востряковском кладбище в Москве.

Уникальное дарование Авилова не позволяет даже определить его амплуа. Он создал на сцене неутомимого Кочкарева с его кульбитами и разыгранными скетчами и сыграл яростного Мольера, отстаивающего свое достоинство. О спектакле «Мольер» ходили по Москве легенды о рыданиях зрителей в зале и о пальто, забытых в гардеробе от потрясения увиденным. Авилов буквально преображался даже внешне в разных ролях – его худая фигура превращалась в грациозную, хрипловатый и глухой голос становился задушевным, проникая в сердце, а резкие черты лица обретали в момент вдохновения странную красоту. Этот неповторимый актер всегда играл людей, которые не задерживались в этом мире и рвались в мечту или в фантасмагорию, в бессмертие или в смерть, – и сам ушел из жизни слишком рано.

Поделиться: