В нашем быстром, почти цифровом мире есть вещи, которые сотни лет не теряют актуальности и волнуют сердца – это произведения искусства. К подобным непреходящим ценностям относятся и сочинения великого поэта, драматурга и актера Вильяма Шекспира. Он настолько глубоко заглядывал в сущность человека, что некоторые исследователи необычного поторопились объявить его или пришельцем, или человеком, явившимся в те времена из далекого для нас будущего. Произведения Шекспира настолько всеобъемлющи и животрепещущи, что самые выдающиеся сцены мира набирают актеров из разных стран, лишь бы передать в тонкостях всю прелесть и значимость стихотворных пьес Шекспира.
Кроме прямого объявления пришельцем, о Шекспире известно до смешного мало. Ни дневников, ни писем – лишь отдельные сообщения его современников позволяют сделать заключения, что это реальная личность, а не плод нашего воображения. В мире насчитывается всего десяток-другой рукописных черновиков, приписываемых Шекспиру, но увы – их ценят не за историческую важность, а как редкость для коллекционеров, и исключительно в долларах и фунтах стерлингов. Бытует даже мнение, что неуловимый Шекспир – это не один человек, а целая труппа талантливых актеров, подписавшихся одним именем, дабы избежать ответственности. Ведь в те времена за некоторые из подобных произведений в лучшем случае можно было попасть в тюрьму. Но те крохи сведений, которыми мы обладаем в настоящее время, говорят о том, что Шекспир совершенно реален.
По одной из версий Вильям Шекспир появился на свет в апреле месяце (двадцать третьего числа) 1564 года, и местом его рождения был маленький английский городок Стратфорд, уютно расположившийся на берегу реки Эйвон. Отец Шекспира не обладал большим состоянием, хотя и был уважаемым и честным ремесленником в своем городе. О детстве и юных годах Шекспира известно слишком мало, а все сведения столь красочны, что шекспироведы считают их малодостоверными, а то и попросту вымышленными. Но совершенно очевидно, что в возрасте двадцати лет Шекспир покинул родной город и отправился в столицу Англии – Лондон.
Лондон – город большой, но, как и все большие города, людей без денег не любит и не признает. Так и Шекспир в Лондоне оказался никому не нужен, а не имея высокопоставленных знакомых, возможности устроиться на государственную службу он был лишен напрочь. Единственное место, где он нашел способ зарабатывать на жизнь, – театр. При этом Шекспир не играл в начале своей карьеры, а просто и незамысловато караулил лошадей знатных господ, прибывавших на представления. Но через какое-то время будущий драматург начал исполнять небольшие роли, а одновременно приглядывался к поведению актеров, к их движениям, интонациям, помогал переписывать тексты и изредка подменял суфлера. Можно сказать, что театральная карьера Шекспира началась с самого низа.
Минуло несколько лет, и Шекспир принял участие в работе труппы театра, позднее получившей наименование «Глобус». Труппа быстро стала известной в пределах Лондона, и ее спектакли пользовались успехом практически во всех слоях общества. Шекспиру не суждено было стать актером – и это благо, ведь в противном случае мы потеряли бы выдающегося драматурга своей и последующих эпох. Вероятно, его пьесы настолько точны именно потому, что Шекспир писал, наблюдая работу театра изнутри, зная не понаслышке основы сценического мастерства. Конечно же, Шекспир работал не только над пьесами. Его сонеты удивляли современников и поражают потомков передачей истинных человеческих чувств, глубоких как океан и всесокрушающих как лавина. Но творчество Шекспира осталось бы для русского человека тайной за семью печатями, если бы не великие переводчики, давшие нам возможность увидеть произведения Шекспира во всей красе. Лозинский, Маршак, Пастернак – не будь их, мы до сих пор пребывали бы в постыдном неведении.
Создание пьес для Шекспира было не только методом зарабатывания звонкой монеты, но и страстью его жизни – он творил «на огромной и теплой волне», если верить его современникам. Потрясающий язык трагедий Шекспира прост и понятен, но обладает яркими красками, глубиной и огромным богатством. Достаточно упомянуть такие воистину бессмертные произведения мастера, как «Комедия ошибок», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь», чтобы на лице знающего человека мгновенно появилась улыбка. Эти комедии по праву вошли в золотой фонд мировой литературы. Они актуальны и сейчас, а ведь написаны в XVI веке!
Как такового, театрального здания у труппы «Глобус» не было. Пьесы Шекспира актеры играли едва ли не под открытым небом, что позволило одному из иностранцев назвать театр «Глобус» зданием с крышей из соломы. Однако это был удел практически всех театральных трупп того времени. В те далекие времена театральная сцена являлась не жилищем муз, а только источником развлечения – как аристократов, так и простолюдинов. Но какой нужно было иметь талант, чтобы угодить всем сословиям и в то же время обличать человеческие пороки беспощадным и точным пером! Став признанным драматургом, Шекспир пишет не только веселые комедии, но и исторические пьесы, и весьма мрачные, заставляющие публику трепетать, трагедии – «Макбет», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир» и другие. Литературоведы считают, что в сознании драматурга произошел перелом, и он понял невозможность победы идеалов Возрождения над жестокостью человеческих нравов. Все чаще герои Шекспира начинают умирать, хотя и борются за гуманные, светлые идеи. Гибнут герои трагедии «Ромео и Джульетта» – но губят их вековые предрассудки и безразличие людей к настоящей любви. Лишь после смерти юных влюбленных их семьи осознают всю мелочность прошлых обид и бессмысленность существующих законов. Гибнет принц Гамлет, потому что опередил свое время и вступил в противоречие с пороками королевского двора и окружающей действительности.
Следующий перелом в творчестве Шекспира определяется ближе к закату жизни драматурга (с 1608 года по 1612). Естественно, что меняется характер его пьес – все больше сказочных и фантастических мотивов, все дальше его герои уходят от реальной жизни. Но нетерпимое отношение Шекспира к деспотизму и своевластию видны невооруженным глазом и в этих поздних пьесах – «Буря», «Зимняя сказка», «Перикл».
За свою жизнь Шекспир создал две поэмы, 154 сонета и 37 пьес. Много это или мало? Судя по тому, что все они дошли до нашего времени и до сих пор волнуют умы и души зрителей и читателей – это потрясающе много для одного человека. «Буря» – последняя пьеса Шекспира – была окончена им в 1612 году, и спустя совсем немного времени Шекспир прекратил сотрудничество со своим театром. Литературоведы предполагают, что он вообще разочаровался в способности английского театра донести мысли и ощущения драматурга до современников. Но как бы то ни было, а в возрасте пятидесяти двух лет, в 1616 году Шекспир умер. Вместе с ним умерли нерожденные произведения величайшего гения эпохи Возрождения. Прах драматурга покоится в церкви его родного города. В Стратфорде есть и мемориальный театр, на сцене которого играют только пьесы великого драматурга.