Популярные
На фото Владимир Ивашов

Владимир Ивашов

советский актёр, Народный артист РСФСР
Дата рождения:
1939-08-28
Дата смерти:
1995-03-23
Биография

Биография

«Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». Владимир Ивашов.

Владимир Ивашов родился 28 августа 1939 в Москве.Его отец был рабочим на авиационном заводе, мать – швеей на фабрике. Владимир умел шить, столярничать, готовить, никого не боялся и умел за себя постоять.

После окончания школы в 1956 году, Владимир поступил во ВГИК на курс Григория Козинцева. Учился он легко, не очень выделяясь среди своих однокурсников. Никто не предполагал, что вскоре он станет всемирной знаменитостью. В 1963 году окончил ВГИК (актёрская мастерская М. И. Ромма).

Девятнадцатилетний второкурсник ВГИКа, который еще полтора года назад, по его собственному признанию, не очень бы огорчился, если бы его документы отклонила приемная комиссия, стал актёром с мировым именем, героем бесчисленных фестивалей, звездой первой величины. Ещё в годы учёбы во ВГИКе сыграл роль юного солдата Алёши Скворцова в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате», получив огромную популярность в стране и за рубежом..Эта роль, по общему признанию, была самой яркой в его жизни. Она стала первой и триумфальной. Юный актёр был в ней необычайно органичен и естественен. Образ Алёши, в исполнении Владимира Ивашова, получился искренний, ясный, наполненный невыразимой душевной чистотой и мальчишеским обаянием и высоким драматизмом.

Режиссёр Григорий Чухрай говорил о сыгранной Ивашовым роли: «По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый «милый» из русских песен, кто всегда лучше всех: статный, гибкий, красивый, нежный. А зовут его как? Алеша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он птица весенняя. И что он делает все экранное время?» Да просто всем приходит на помощь. Он защитник и заступник, он не бросит, он поможет, отведет беду. Алеша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он – живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему – теплое и настоящее. Алеша - часть человеческой общности, скрепленной бедой. Его жизнь только начало жизни. Это безгрешная душа. Лучшие всегда умирают первыми».

Фильм с успехом прошел по всему миру. Реакция зарубежных зрителей была такой же эмоциональной, как и в Советском Союзе.В результате фильм получает 101 зарубежную премию. Time, Scope, Picture Show, News Week и другие журналы помещают его портреты на обложки своих изданий, в газетах печатают многочисленные статьи. "Голливудским руководителям, которые готовят юных актёров,– писал редактор английского журнала "Daily Mirror" после просмотра "Баллады о солдате",– следовало бы сесть на первый самолет, отправляющийся в Москву, вместе со своими питомцами и устроить их в Московский институт, раз там умеют делать таких актёров из девятнадцатилетних юнцов". Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества» в Каннах.В Москву Владимир Ивашов вернулся в ореоле всемирной славы, которая совершенно его не испортила. Природная простота и благородство не дали Владимиру Ивашову стать звездой в полном смысле этого слова. Его не прельщали ни деньги, ни слава, ни обилие поклонниц. Он был актёром, настоящим служителем Искусства.

Другой несомненной удачей в кино стала для Владимира Ивашова роль Григория Печорина. Присущий Владимиру Сергееевичу внутренний аристократизм и неотразимое мужское обаяние, внутренняя глубина позволили блестяще сыграть эту роль в ,без сомнения, самой удачной на сегодняшний день экранизации хрестоматийного произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" ("Бэла", "Максим Максимыч, Тамань" реж. Станислава Ростоцкого). «Герой нашего времени» – это психологический роман, и портрет Печорина – первый в русской литературе психологический портрет. Картина, созданная С. Ростоцким получилась лирическая и страстная, снятатая с детальной исторической и литературной реалистичностью, с большим уважением к классике. А сам Григорий Печорин, созданный Ивашовым, получился очень органичным и убедительным, психологически верным, с истинной лермонтовской внутренней глубиной и трагизмом. А вот озвучивал Печорина в фильме Вячеслав Тихонов, так как Ивашов серьёзно простудился и потерял голос. «Володя был не против, – вспоминает Тихонов. – Мой голос прекрасно подошел, и трудностей никаких не возникало». Фильм любим и сегодня. Он, по мнению многочисленной зрительской аудитории, достойно занял место в ряду лучших экранизаций русских классический произведений литературы. "Герой нашего времени" удостоился Диплома Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне в 1967г.

Миллионы помнят и любят Владимира Сергеевича Ивашова в эпизодической роли русского офицера (адъютанта полковника Кудасова, начальника контразведки) из кинофильма «Новые приключения неуловимых», снятого в СССР в 1968 году по многочисленным просьбам зрительской аудитории. Впервые прозвучавшая, и с тех пор горячо полюбившаяся песня «Русское поле» (муз. Яна Френкеля, стихи Инны Гофф), стала, по многочисленным оценкам зрителей, вторым гимном России. Песня по результатам 30 000 писем и открыток от телезрителей была отобрана для Заключительного концерта 1-го Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни ("Песня-71", 01.01.1972), где её исполнил Юрий Гуляев, хотя и сегодня, по оценкам зрителей и самого Яна Френкеля, исполнение Владимира Сергеевича Ивашова считается самым лучшим, искренним и проникновенным. Впоследствии эта песня стала визитной карточкой Владимира Сергеевича Ивашова.

Из-за пропусков в занятиях во ВГИК во время съёмок "Баллады о солдате" Владимиру Ивашову пришлось повторно учиться на втором курсе. Из мастерской Григория Козинцева он попал к выдающемуся режиссёру и педагогу Михаилу Ромму. Здесь он встретился со Светланой Светличной, ставшей впоследствии его женой. Они по праву считались самой красивой парой Советского Союза. В браке у них родилось два сына — Алексей и Олег. В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием имели успех у зрителей. Несколько раз супруги снимались вместе. Так, в «Герое нашего времени» в 1965 году Владимир сыграл Печорина, а Светлана – девушку-контрабандистку.

В 70-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Так всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1973) с Вячеславом Тихоновым, на «Таллинфильме» был снят фильм – «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева – будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь».

В этот период Ивашов был самым востребованным актёром. Впрочем, не только в кино. Публика шла в Театр киноактера смотреть его «Бесов». От предложений сниматься не было отбоя. «У него были горы сценариев. Он даже не успевал их читать. От многих отказывался», – замечает Суламбек Мамилов, близкий друг и исполнитель роли Казбича в фильме "Герой нашего времени".

В 1978 году впервые серьёзно дала о себе знать язва желудка у Ивашова. Он должен был лечь в одну из столичных клиник, однако жена узнала, что в Кургане есть хирург, который лечит эту болезнь по оригинальной методике. Ивашов отправился к нему. Операция прошла успешно, после чего боль в течение полутора десятков лет не давала о себе знать.

В февральском номере журнала «Советский экран» за 1983 год была помещена большая статья Г.Сухина, посвященная творчеству Владимира Сергеевича Ивашова. В ней писалось: «Владимир Ивашов работает много и успешно. И все же порой создается впечатление, что некоторым режиссёрам нужен не он сам, а его внешность – хорошо знакомая зрителям, его обаяние, сразу располагающее нас к его героям, его популярность, служащая залогом интереса к фильму. А между тем, каким разным, каким непредсказуемым может быть на экране Владимир Ивашов – актёр, пользующийся неизменной любовью зрителей!»

Период Перестройки тяжело сказался на всей индустрии страны и в искусстве. Творческая интеллигенция трудно адаптировалась в новых условиях.Государственный бюджет перестал поддерживать искусство.В 1980-е годы супруги снимались крайне редко, а с начала 1990-х их и вовсе перестали приглашать.Владимир Сергеевич очень страдал от своей невостребованности. В 90-е годы предложений сниматься ему практически не поступало. Если что-то и предлагалось, то фильмы были откровенно бездарными. Как признавался Владимир Ивашов: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал «Баллады о солдате», после его просмотра в зрителях происходило очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого». В Театре киноактёра не было работы, соответственно, не было и денег.

От безденежья и отчаяния Владимир Ивашов вынужден был устроиться разнорабо­чим в строительную фирму. Когда утром, в метро, он ехал на работу в строительной робе, многие пассажиры узнавали его, чем приводили в сильное смущение. В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Светлана Светличная рассказывала, что в последний год своей жизни он особенно много нервничал, срывался по всякому пустяку. Непереносимой была мысль, что он уже не актёр.

Как-то во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову стало плохо, и его увезла «скорая» Актёр Евгений Жариков рассказывал: «Он надорвался, и у него открылось желудочно-кишечное кровотечение. Первая бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой, через несколько часов – повторная операция, а сердце не выдержало…». Владимир Ивашов умер в ночь на 23 марта 1995 года в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни после обострения язвы желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Незадолго до смерти актёра его более удачливые коллеги вспомнили о Владимире Ивашове и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». В.С.Ивашов был предупрежден, что необходимо надеть смокинг. Он очень сокрушался, что смокинга у него нет. Денег хватило только на галстук-бабочку. Светлана Светличная уговорила его пойти просто в костюме. Все мужчины были в смокингах. После вечера Светлана сказала "А знаешь, Володя, все присутствующие были в костюмах и и лишь ты один в смокинге". Он отправился в Дом Кино и с достоинством вручил приз Григорью Чухраю, как исполнитель роли Алёши Скворцова, а утром опять отправился в спецовке на стройку, несмотря на то, что врачи строго запретили ему поднимать больше трех килограммов из-за язвы желудка.

Несомненно, зрителям запомнились надолго и Печорин из "Героя нашего времени", и белый офицер из "Неуловимых мстителей" с тревожащей душу песней "Русское поле", и другие его герои, без которых наше кино не досчиталось бы целого поколения, воплощенного на экране замечательным актёром, прожившим обидно короткий отпущенный ему срок.

Он ушёл непозволительно рано... Он был нужен, необходим. Сильный, надежный, светлый — и слава его светила таким же ровным светом на протяжении десятилетий, и фильмы с его участием не сходили с экрана... и новые поколения все так же плачут над его Алешей Скворцовым из Баллады о солдате — самым достоверным и самым неправдоподобным героем советского кино. Ивашов сыграл там просто юность, доброту, обаяние, неискушенность, доверие и открытость миру.

16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.

Фильмография

  • 1959 — Баллада о солдате — Алёша Скворцов
  • 1960 — Леон Гаррос ищет друга — Федя
  • 1960 — Тучи над Борском — Генка
  • 1961 — Евдокия - Павел Чернышёв
  • 1962 — Семь нянек — Виктор
  • 1964 — Хоккеисты
  • 1964 — Я — Берёза
  • 1965 — Герой нашего времени — Печорин
  • 1966 — Бэла — Печорин
  • 1967 — Железный поток
  • 1968 — Новые приключения неуловимых — адъютант Кудасова
  • 1969 — Дорога домой
  • 1971 — Путина
  • 1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — Перов, адъютант Кудасова
  • 1972 — А зори здесь тихие — гость Бричкиных
  • 1973 — Открытие
  • 1973 — Совсем пропащий — полковник Шерборн
  • 1974 — Пламя — партизан Александр Король
  • 1974 — Помни имя своё
  • 1974 — Фронт без флангов — капитан Афанасьев
  • 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Максим Максимович Исаев
  • 1975 — Когда наступает сентябрь
  • 1975 — Ярослав Домбровский
  • 1977 — Корень жизни
  • 1977 — Право первой подписи — Владимир Казаков
  • 1977 — Юлия Вревская
  • 1978 — По улицам комод водили — следователь
  • 1979 — Дознание пилота Пиркса — Гарри Браун
  • 1979 — Утренний обход
  • 1980 — Что можно Кузенкову?
  • 1980 — Звёздный инспектор — Сергей Лазарев
  • 1981 — Конфликтная ситуация — Антон Павлович Солуянов, бригадир монтажников
  • 1981 — Право на выстрел — капитан сторожевого корабля
  • 1981 — Через Гоби и Хинган
  • 1983 — Жил-был Пётр
  • 1984 — Кто сильнее его
  • 1985 — День гнева
  • 1987 — Христиане
  • 1990 — Фуфель
  • 1990 — Это мы, Господи!
  • 1991 — Иван Фёдоров - Алексей Адашев
  • 1991 — Под маской Беркута
  • 1991 — Рукопись
  • 1991 — Русские братья
  • 1991 — Графиня — Никифоров
  • 1992 — Слеза Князя Тьмы
  • 1992 — Тридцатого уничтожить! — полковник КГБ
  • 1992 — Убийство на Ждановской — Виктор Васильевич
  • 1993 — Сыскное бюро «Феликс» — мистер Лоу

Признание и награды

  • 1975 — кавалер Серебряной медали им А.Довженко за фильм «Пламя»
  • 1980 — Народный артист РСФСР
  • 1982 — лауреат Государственной премии Монгольской Народной Республики за фильм «Через Гоби и Хинган»
  • 1982 — кавалер Серебряной медали им А.Довженко за фильм «Право на выстрел»»
Поделиться: