Популярные

Йозеф Маттиас Хауэр

австрийский композитор и музыкальный теоретик
Биография

Биография

Хауэр родился в Винер-Нойштадте и умер в Вене. Его музыкальное образование включало игру на цитре, виолончеле, органе и хоровое исполнение. Выдержав несколько государственных экзаменов, некоторое время работал учителем музыки. В 1918 композитор издал первую работу по теории музыки (теория тембра), а с августа 1919 стал разрабатывать собственный метод составления музыкальных композиций, используя 12-тоновую систему. Хауэр плодотворно сочинял как музыкальные произведения, так и теоретические работы, описывающие его метод до 1938, когда его музыка была причислена нацистами к «дегенеративному искусству». Оставаясь в Австрии все военные годы, он проявил осторожность, не издавая ничего; но после войны Хауэр, написавший несколько сотен произведений, издавал их очень мало.

Творчество

С 1912 независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции (додекафония) музыки на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений. Любопытно, что сам композитор никак не комментировал своё решение остановиться именно на 44 тропах, так что нигде в его теоретических изысканиях не удаётся найти этому объяснения. Некоторые современные музыковеды приводят на сей счёт достаточно оригинальное соображение. Известно, что второй страстью Хауэра была история древнего Китая, в котором в определённый период его развития насчитывалось 44 провинции. Именно этот факт вроде бы и сыграл ключевую роль в создании учения о тропах.

Ранние произведения написаны под влиянием атональной музыки Шёнберга. После «Nomos», опус 19 (август 1919), считающийся первой 12-тоновой композицией, применял только технику тропов, стремясь к созданию «универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая игра с 12 тонами». В третьей творческой фазе (с 1940 до его смерти в 1959) композитор писал только лишь «12-тоновые композиции», числом в несколько сотен. Творчество Хауэра получило признание с 1960-х годах. Также создал звукоцветовую концепцию мелоса, не оценённую критикой.

Поделиться: