Популярные
На фото Аббас I

Аббас I

шах Ирана
Дата рождения:
1571-01-27
Дата смерти:
1629-01-19
Биография

Биография

Был третьим сыном и наследником Султан Мухаммад Шаха. В 1590 году Аббас закончил войну с Османской империей, уступив ей часть территории для того, чтобы сконцентрировать все силы на изгнании кочевых узбеков из Северо-Восточного Ирана , и отстранил от власти кызылбашские племена.

Хорасан, мужественно защищаемый узбекским ханом Абдаллой, был покорён Аббасом только в 1597 году, после падения Герата. Между тем, он успел присоединить к своим владениям Гилян и Мазандеран, а на юге область Лурестан и, завоевав Кандагар, распространил своё владычество на большую часть Афганистана.

Тяжелы были войны с турками, не прекращавшиеся почти во всё продолжение его царствования. После того, как в 1601 году перешли под власть Аббаса, часть Армении и Грузии, а также Ширван, он успешно отражал почти ежегодно повторявшиеся нападения турок на города Эривань и Тавриз, иногда вторгался в самую глубь турецких владений в Малой Азии и принудил в 1613 году большую часть Грузии и царства Кахетию и Карталинию признать над собой верховную власть Сефевидов.

В 1614—1617 годах турки возобновили свои вторжения в Иран, но без успеха. Потерпев особенно сильное поражение в 1618 году, они заключили в правление султана Османа II с шахом Аббасом Марандский мир, который был, однако, непродолжителен. Война возобновилась в 1622 году, но турки вели её так несчастливо, что в 1623 году даже Багдад был завоёван Аббасом.

Владения династии Сефевидов простирались уже от Тигра до Инда, когда 19 января 1629 года Аббас умер в Казвине. Умертвив своего сына, он назначил наследником престола внука своего Софи-Мирзу.

Аббас был самым успешным правителем Сефевидов. Он отличался энергической деятельностью и политической прозорливостью, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, особенно Исфахан, куда он перенёс свою резиденцию из Казвина в 1592 году, и старался оживить торговлю с Индией и Европой.

В частности, он провел военную реформу страны, что было оправдано не только внешней угрозой со стороны Турции, но и сепаратистскими тенденциями в среде провинциальных феодалов. Ранее персидская армия включала в себя только военную конницу тюркской кызылбашской знати, феодальные ополчения из крестьян и личный конный отряд шаха. Аббас же создал регулярную армию, в которую входили 20 тыс. стрелков с мушкетами, 12 тыс. конных гулямов из кавказцев, 12 тыс. артиллеристов и 500 пушек. Армия регулярно пополнялась рекрутами, которых набирали в обязательном порядке из немусульманского населения Ирана. Конница феодалов была сокращена.

Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу, поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твердого курса. Аббас ввел монету «аббаси», достоинство которой равнялось одному мискалю серебра.

К христианам он проявлял более веротерпимости, чем к парсам и евреям, а суннитов преследовал огнём и мечом. При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, Франции, Англии, Испании и Нидерландов. При помощи англичан он в 1622 году отнял у португальцев остров Ормуз. Хотя Аббас был государь деспотический, жестокий, нередко повиновавшийся только своим прихотям, иранцы считают его своим величайшим государем.

Образ Аббаса отражён в произведении Мирза Фатали Ахундова «Обманутые звёзды».

Интересные факты

В годы своего правления шах Аббас построил в Гяндже Джума-мечеть и армянскую Церковь Всеспасителя (была разрушена в советское время). После покорения Тифлиса по его поручению в городе, напротив друг друга, были построены мечеть для мусульман и церковь для христиан. Для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок, а над входом в мечеть шах повелел надписать: «Прошу тех царей — магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же по его повелению была выгравирована надпись: «Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети».

Поделиться: