Популярные
На фото Абосзода Фахраддин

Абосзода Фахраддин

талышский ученый, политолог и общественный деятель
Категория:
Дата рождения:
1956-12-25
Биография

Биография

Окончил исторический факультет Бакинского государственного университета. Кандидат философских наук (1984), доцент. Преподавал в БГУ в 1981—1995 гг.

В июле-августе 1993 г. один из лидеров сеператистского национальноговосстания талышей, которое профессор Брюс Паррот называет приключением, быстро превратившимся в фарс. Автор Конституцонного акта самопровозглашенной Талыш-Муганской Автономной Республики, председатель её Народного Меджлиса (7 августа — 23 августа). В 1993—1995 редактировал талышскую газету «Толыши Сядо» («Голос талыша»). Затем в эмиграции, в 2002—2005 гг. издавал в Санкт-Петербурге газету «Толыш». В мае 2005 года принял участие в состоявшейся в Ереване Первой международной конференции по талышским исследованиям, организованной Ереванским университетом и Центром иранских исследований На конференции он прочитал доклад «Защита талышского языка и народа». Несмотря на то, что талышские участники конференции согласились на участие только при условии, чтобы политические вопросы на ней не поднимались, факт проведения конференции вызвал большое возмущение в Азербайджане. Сам Аббосзода назвал реакцию официального Баку «ненормальной». По мнению журналиста В.Сокора, эта конференция носила политический характер, и была направлена, по крайней мере отчасти, на возрождение вопроса о талышской автономии в Азербайджане. Свое участие в этой конференции Абосзода объяснил желанием «еще больше довести до внимания массовой аудитории проблемы талышей»:

Тем не менее, в конце 2005 г. Абосзода вернулся в Азербайджан по амнистии и начал издавать газету «Шавнышт» («Ночные посиделки»). В 2007 г. против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни. Поводом послужила публикация в газете «Шавнышт» заявления правления Талышского национального движения с протестом против переименования талышского села Азербайджан (по-талышски — «Озибижон»), которому было присвоено тюркское название Гюнешли. В августе 2007 года встречался с Яной Амелиной по поводу ее материала об оппозиции и талышах, в связи с чем Яна была выслана из Азербайджана.

Труды

Автор двух учебников по политологии, монографии «Духовные основы нашего образа жизни», книги "Несостоявшаяся независимость Талыша" (в соавторстве с Абиловым Игбалом и Мирзализаде Идраком), «Русско-талышского разговорника», «Русско-талышского словаря» (в двух томах, 82 тыс. слов), талышской грамматики.

Политическая позиция

По мнению Аббосзода, правовая система Азербайджана полностью коррумпирована, в стране установлена диктатура полиции и спецслужб, ведется шовинистическая пропаганда.

Аббосзода обвиняет руководство Азербайджана в дискриминации и насильственной ассимиляции талышей, в недопущении каких-либо форм национальной и культурной организации народа, в намеренном заселении Талыша неталышскими переселенцами с целью изменть этнический баланс. В то же время Аббосзода выступает за права всех нетюркских народов Азербайджана — лезгинов, аварцев, татов и др. Он призывает к объединению всех коренных народов Азербайджана в единый фронт, с целью «восстановления попранных прав наших народов»; деятельность он призывает организовывать на основе «Декларации о защите прав коренных народов» ООН и Европейской «Конвенции о защите прав национальных меньшинств».

При этом он подчеркивает, что его движение является «не антиазербайджанским, а проазербайджанским». По словам Аббасзода, оно не преследует цели расчленять и разрушать Азербайджан. Цель движения — в демократизации Азербайджана и его национальной жизни:

Идея Абосзода заключается в разделении Азербайджана на несколько обалстей — вилайятов с широкой степенью автономии (включая Талыш), а также в предоставлении языковой автономии меньшинствам.

По возвращении в Азербайджан, Аббосзода дал интервью азербайджанскому агентству АПА, в котором заявил о своей лояльности Азербайджану и его правительству и негативное отношение к азербайджанской националистической оппозиции режиму Алиева:


Взгляды на историю

Ф.Аббосзода отмечает, что тюрки пришли в Восточное Закавказье лишь в XII веке и эта область культурно и политически всегда оставалась частью Ирана. Он рассматривает Азербайджан как искусственное образование — «незаконнорожденное дитя» России, выброшенное на арену истории", указывая при этом, что граждане Азербайджана так и не сформировались в единую монолитную нацию. По его мнению, первое азербайджанское государство — Азербайджанская республика, изначально называвшаяся «Демократическая республика мусульман Восточного Заказказья», было провозглашена в Тбилиси в результате распадения Закавказской Федерации на два национальных государства — Армению и Грузию, на исторически иранской территории и «после 23-месячного полуживого и полумертвого существования, тихо прекратило свое существование». В действительности независимость страны была провозглашена 28 мая 1918 года под названием Азербайджан, и никакой «Демократическая республика мусульман Восточного Заказказья» никогда не существовало.

«На его месте была провозглашена Азербайджанская социалистическая республика — второе „незаконное дитя“ красной российской империи. Выражение „была провозглашена“, конечно, сильно сказано, так как применительно к периоду до 1935 года совершенно нелепо говорить о существование этой республике как о самостоятельном государственном образовании». Третья Азербайджанская республика появилась также автоматически в результате распада СССР. Вывод: «формирование Азербайджана как политического образования происходило без участия народа, который впоследствии полностью был отстранен от управления государством. Поэтому все эти государственные образования были нелегитимными! По этой причине существование независимого азербайджанского государства не сделало проживающих на этой земле народов счастливыми»

Наряду с этим, Ф.Аббосзода считает, что талыши внесли большой вклад в мировую цивилизацию:

Поделиться: