Популярные
На фото Адриен де Жерлаш

Адриен де Жерлаш

2 августа 1866 г
Биография

Жизнь

Родился в древней дворянской семье в Хасселте, старший сын, образование получил в Брюсселе. Окончил ?cole polytechnique (ныне разделён на Universit? Libre de Bruxelles и Vrije Universiteit Brussel) с дипломом инженера. В каникулы и вместо преддипломной практики работал на пароходах, курсировавших между Остенде и Дувром, а также на судах рыболовного флота. Получив диплом, вопреки семейной традиции и желанию отца, вступил в ряды военно-морского флота, и был удостоен первого унтер-офицерского чина 19 января 1886 г.

Окончил офицерское училище в Остенде, был назначен на гидрографическое судно «Бельжика». в 1890 г. получил звание лейтенанта. Во время службы впервые заинтересовался полярными исследованиями, в 1895 г. участвовал в плавании к Ян-Майену и восточному побережью Гренландии. Он получил приглашение Адольфа Эрика Норденшельда участвовать в шведской экспедиции в Гренландию, но она сорвалась из-за недостатка финансирования. В ответ Жерлаш предложил план собственной экспедиции.

Экспедиция 1897—1899 гг

Главным спонсором бельгийской экспедиции в Антарктику выступил король Леопольд II, крупное пожертвование обеспечило Географическое общество Бельгии, а также производители соды — фирма Эрнеста Сольвея. Программа экспедиции была весьма широкой: помимо географических и картографических работ, исследования Южного магнитного полюса, планировались колониальные захваты в Южном полушарии и поиски полезных ископаемых.

В 1896 г. Жерлаш купил норвежский китобоец Patria, переименованный в «Бельжику» (по названию римской провинции на территории Бельгии). Личный состав экспедиции был интернациональным, и включал в себя:

  1. Адриен де Жерлаш, бельгиец — начальник экспедиции.
  2. Жорж Леконт (Georges Lecointe), бельгиец — геофизик, первый помощник командира.
  3. Жюль Мелер (Jules Melaerts), бельгиец — второй помощник командира, лейтенант ВМФ.
  4. Руал Амундсен, норвежец — штурман «Бельжики».
  5. Хенрик Арктовский, поляк — геолог, океанограф и метеоролог.
  6. Эмиль Данко, бельгиец — геофизик.
  7. Эмиль Раковица, румын — биолог, зоолог, ботаник и спелеолог.
  8. Фредерик Кук, США — судовой врач и фотограф. В 1909 г. заявил, что достиг Северного полюса 21 апреля 1908 г.
  9. Антон Добровольский, поляк — метеоролог.
  10. Анри Сомерс, бельгиец — старший машинист.
  11. Макс ван Риссельберг, бельгиец — второй машинист.
  12. Луи Мишотт, бельгиец — кок.
  13. Адам Толлефсен, норвежец — матрос.
  14. Людвиг Яльмар Йохансен, норвежец — матрос.
  15. Энгельбрет Кнудсен, норвежец — матрос.
  16. Карл-Август Винке, норвежец — матрос. Погиб 22 января 1898 г., сорвавшись за борт.
  17. Йохан Корен, норвежец — матрос, исполнял обязанности ассистента биолога.
  18. Густав-Гастон Дюфур, бельгиец — матрос.
  19. Жан ван Мирло, бельгиец — матрос.

Отплыв из Антверпена, «Бельжика» в январе 1898 г. достигла побережья Земли Грэма, пройдя длинным путём через Магелланов пролив. Пройдя проливом, названным в честь судна, экспедиция пересекла Южный полярный круг 15 февраля 1898 г. Время было упущено, и 28 февраля судно было зажато льдами в Море Беллисгаузена, началась незапланированная зимовка. Из-за неподходящего рациона питания на борту началась тотальная эпидемия цинги (её избежали только Кук и Амундсен, регулярно охотящиеся на тюленей). На борту не было полярной одежды (Амундсену пришлось сшить её из розовых шерстяных одеял), в жилых помещениях «Бельжики» поддерживалась температура ниже точки замерзания воды. Оказалось, что было взято ничтожное количество осветительного керосина, и люди сидели впотьмах. С 17 мая по 23 июля длилась полярная ночь, в ходе которой сошли с ума два матроса (один из них пошёл пешком в Бельгию). В ходе зимовки возник крупный конфликт между Жерлашем и Амундсеном, который самовольно взял командование на себя, и заявил, что не имеет с командиром ничего общего.

Дрейф продолжался 186 дней. 15 февраля 1899 г. лёд стал трескаться, и доктор Кук заставил команду прорубать вручную 900-метровый канал, чтобы освободить судно. 14 марта 1899 г. судно вышло из паковых льдов, и вернулось в Антверпен 5 ноября 1899 г.

Ход экспедиции был описан Жерлашем в книге Quinze Mois dans l’Antarctique (1901), удостоенной в 1902 г. премии Французской академии.

Последующая жизнь

В 1901 г. Жерлаш отправился на принадлежащий Франции о. Кергелен, но был отозван ещё в пути, поэтому он направился в Персидский залив, где команда занялась промыслом жемчуга. В том же 1902 г. он вошёл в состав антарктической экспедиции Жан-Батиста Шарко, но покинул его в бразильском Пернамбуку из-за конфликта.

В 1904 г. Жерлаш женился на Сюзанне Пуле. В этом браке было двое детей: Филипп и Мари-Луиза. В 1905 г. «Бельжику» выкупил герцог Филипп Орлеанский. Герцог и Жерлаш совершили на ней три экспедиции: в Восточно-Гренландское море (1905), Карское море (1907) и на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа (1909). В 1913 г. Жерлаш развёлся с женой.

После начала Первой Мировой войны, Жерлаш активно принимал участие в обороне Остенде и борьбе с подводными лодками. В 1915—1916 гг. жил в Норвегии и Швеции, вербуя сторонников для движения для достижения независимости Бельгии.

28 декабря 1916 г. Жерлаш вторично женился на шведке Элизабет Хёйер, от которой в 1919 г. родился сын Гастон де Жерлаш (названный в честь брата Жерлаша, погибшего на фронте в 1915 г.), ставший известным полярным исследователем. В 1957 г. он основал первую бельгийскую исследовательскую станцию в Антарктиде.

После окончания войны, Жерлаш служил в Генеральном штабе, в 1926 г. назначен генерал-директором Бельгийского ВМФ, а с 1928 г. стал командующим ВМФ. Скончался от сальмонеллёза.


Источники и литература

  • Adrien de Gerlache de Gomery: Le Voyage de la Belgica, Br?ssel 1902
  • Frederick A. Cook: Die erste S?dpolarnacht 1898—1899 Kempten, Verlag d. Jos. K?sel’schen Buchhandlung 1903
  • Georges Lecointe: In Penguin Country Soci?t? Belges de Librarie, Oscar Schepens & Cie, Editeurs, Br?ssel 1904
  • Hugo Decleir (red.): Roald Amundsens Belgica-dagboek. De eerste Belgische zuidpoolexpeditie, Hadewijch, Antwerpen/Baarn 1998

Поделиться: