Родился и вырос в Москве, с 1990 г. большую часть года живёт в Израиле, при этом в 1999—2010 гг. ежегодно преподавал в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета, а в 2009—2010 гг. — и в Московской высшей школе социально-экономических наук. Вопросы российской истории, культуры и современной общественной жизни близки ему и профессиональной, и с человеческой точки зрения, он активно участвует в российском правозащитном движении и выступает в печати, отстаивая близкие ему ценности. Он определяет себя как гуманист, космополит и социал-демократ. Будучи последовательным атеистом, он выступает за приоритет прав личности, национальное, этническое и гендерное равноправие, признание одногендерных браков, включая право на усыновление детей одногендерными партнерами, охрану природы и развитие экологически-ориентированного мышления, сокращение числа заключенных, против смертной казни, милитаризма, ксенофобии и идеологии сильного национального государства.
В Израиле преподает на кафедре социологии и политологии Открытого университета Израиля и в Центре Чейза и Международном Институте им. Ротберга в Еврейском университете в Иерусалиме. Как лектор, исследователь и эксперт сотрудничает с рядом российских и зарубежных научных, образовательных и общественных организаций. С лекционными поездками он посетил многие города и университеты России: Нижегородский, Томский, Казанский, Уральский (в Екатеринбурге), Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге и ряд других, а также Киево-Могилянскую академию и Латвийский университет в Риге. В последние двенадцать лет он также побывал более чем в тридцати странах, участвуя во всевозможных научных и образовательных форумах во многих из них. Он сотни раз выступал по радио и по телевидению, в 2004—2007 гг. был координатором и одним из ведущих программы «Открытый радиоуниверситет: Из истории еврейского национального движения и Государства Израиль». Под его руководством в 2003—2010 гг. подготовлено и защищено три квалификационные работы на степень «бакалавра», четыре дипломные работы, четыре магистерские и две кандидатские диссертации.
Его имя включено в справочники «2000 ведущих интеллектуалов XXI века» (англ. 2000 Outstanding Intellectuals of the 21st Century, 5-е издание) и «Кто есть кто в мире» (англ. Who is Who in the World, 26-е издание)
Основные темы исследований: Идеология сионизма и пост-сионизма, интеллектуалы и власть в Израиле и в России, история российского еврейства в ХХ веке, государственное устройство Израиля, политическая система Израиля, внешняя политика Израиля, Арабо-израильский конфликт, Арабо-израильская война 1948—1949 годов («Война за независимость»), Шестидневная война, Интифада, проблема Иерусалима, Еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа.
Провел и несколько прикладных социально-экономических исследований, среди которых: «На пути к гражданскому обществу или к теократии? Государственное финансирование негосударственных религиозных организаций в Израиле» (2002 г.), «Неиспользованный человеческий капитал: профессиональная интеграция репатриантов алии 1990-х на израильском рынке труда» (2005 г.), «Проект „Маса Шорашим“: содержательные и педагогические аспекты» (2008 г., совместно с В. Ханиным и В. Лихачевым) и «Год учебы в Израиле: кому и что он дает?» (2008 г.).
Его книга «Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в XX веке» (Киев, 2003; московское издание озаглавлено «Бесконечное противостояние») стала первой на русском языке монографией, в которой в сжатой форме рассмотрены основные этапы истории арабо-израильских отношений с 1948 г. до настоящего времени.
Его вторая монография — «Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика» (Москва, 2005) — также представляет собой первую на русском языке книгу по данной тематике. Привлекая значительное количество архивных исторических документов (хронологически покрывающих более чем восьмидесятилетний период — от начала британского мандатного правления до переговоров в Кэмп-Дэвиде и Табе в 2000—2001 гг.) и опубликованных впоследствии работ, автор исследует, как возникла проблема палестинских беженцев, и почему на протяжении пятидесяти с лишним лет она не только не была решена, а лишь обострилась.
В третьей книге А. Д. Эпштейна — «Израиль в эпоху „пост-сионизма“: наука, идеология и политика» (Москва, 2006) — анализируется зарождение концепции «пост-сионизма», а также говорится о вовлеченности его идеологов в процесс выработки важнейших внешнеполитических документов. Рассмотрение идеологических постулатов «новых историков» предваряется подробным анализом тех уникальных характеристик, которые выделяют сионизм на фоне других национальных движений, а также особенностей социально-политической жизни современного Израиля.
Четвёртая книга А. Д. Эпштейна называется «Почему провалилась „Дорожная карта“? О причинах прошлых дипломатических неудач и возможных новых инициативах в целях снижения остроты палестино-израильского конфликта» (Москва, 2006). В книге делается попытка понять причины краха усилий по урегулированию палестино-израильского конфликта после начала Интифады Аль-Аксы. Особое внимание уделяется при этом плану «Дорожная карта», который анализируется в контексте инициатив предшествующих лет (в частности, Квартета по ближневосточному урегулированию), начиная с «Соглашения Осло». Рассматривая перемены в региональной политике в 2003—2006 гг., в частности, приход новых руководителей к власти в Израиле и в ПНА, автор выдвигает некоторые новые предложения, которые могут стать отправной точкой для достижения прогресса в обеспечении стабильности и безопасности на Ближнем Востоке.
В своей пятой книге — «Израильская война против Хезболлы и формирование новых контуров ближневосточной политики» (Москва, 2007) — А. Д. Эпштейн анализирует ход боевых действий на ливано-израильском фронте с 12 июля по 15 августа 2006 года, а также его освещение в СМИ и восприятие обществом. Хотя война на ливано-израильской границе вспыхнула 12 июля 2006 г. совершенно неожиданно и закончилась, не принеся победы ни одной из вовлеченных в конфликт сторон, её последствия имеют поистине судьбоносное значение для всего ближневосточного региона; их анализу и посвящена большая часть данной монографии.)
Шестая книга А. Д. Эпштейна называется «ХАМАС в региональной политике». Победа исламского фундаменталистского движения ХАМАС на выборах в Законодательное собрание Палестинской национальной администрации в январе 2006 года и последующий захват им власти в секторе Газа в июне 2007 года открыли новую главу в истории Ближнего Востока. Почему это произошло, какие шаги были предприняты, почему они не привели к ожидаемым результатам и что можно сделать в целях предотвращения дальнейшего расползания «исламской революции» — на эти и другие вопросы и пытается ответить А. Д. Эпштейн в этой монографии.
Седьмая книга А. Д. Эпштейна, написанная в соавторстве с московским политологом Г. А. Меламедовым, называется «Дипломатическая битва за Иерусалим. Закулисная история» (Москва/Иерусалим: Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова — Институт Ближнего Востока — Ассоциация «Мосты культуры», 2008). Эта книга — первая на русском языке, посвященная комплексному изучению иерусалимской проблемы в после-османский период. Привлекая большой корпус документов, авторы анализируют изменения в политическом статусе Иерусалима от периода британского мандата и впоследствии существовании в качестве разделенного города до его превращения в объединенную столицу Государства Израиль и при этом — в предмет интенсивных двусторонних и многосторонних переговоров. В заключительных главах книги анализируются детали этих переговоров, а также позиции всех вовлеченных в них сторон.
Восьмая монография А. Д. Эпштейна озаглавлена «Израиль и (не)контролируемые территории: уйти нельзя остаться» (Москва/Иерусалим, 2008). Прогремевшая на весь мир военная победа 1967 года должна была стать поворотным моментом в истории Израиля, на долгие годы обеспечив ему и безопасность, и внутреннее спокойствие. В реальности, однако, все оказалось куда сложнее. Эта книга является первой и единственной работой, в которой на основе множества документов и свидетельств участников событий дается ответ на вопрос о том, как блестящий военный успех был превращен политиками в победу Пиррову. Книга основана на фактах и архивных материалах, прежде почти совершенно неизвестных российским читателям. В ней, в частности, рассказывается о том, как возникли израильские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Девятая монография А. Д. Эпштейна — «Антитеррористический террор. „Точечные ликвидации“ Израилем палестинских лидеров: политические, правовые и моральные аспекты» (Москва, 2009). На основе пятидесятилетнего израильского опыта «точечных ликвидаций» лидеров палестинского движения сопротивления, в книге анализируется эффективность этой практики, а также рассматриваются проблемы, связанные с ее правовым и нормативным обоснованием. Заключительная глава книги посвящена дискуссии о том, насколько израильский опыт применим в международной антитеррористической деятельности.
Десятая монография А. Д. Эпштейна — «Израильтяне и палестинцы: от конфронтации — к переговорам и обратно» (Москва/Иерусалим, 2009). В монографии анализируется ход переговорного процесса между израильскими и палестинскими лидерами в 1990 е — 2000-е годы, начиная от контактов, предшествовавших Соглашению Осло и до настоящего времени. История дипломатической деятельности, в которую были вовлечены как представители сторон, так и международные посредники, дополняется рассмотрением опросов общественного мнения, позволяющих оценить, насколько государственные деятели могут рассчитывать на поддержку со стороны социума в случае инициирования ими тех или иных шагов, направленных на изменение сложившейся в настоящее время ситуации. Автор предлагает перейти от парадигмы двусторонних переговоров между Израилем и Палестинской администрацией к подходу, ставящему во главу угла укрепление отношений Израиля с приграничными странами — Иорданией и Египтом, выражая мнение, что только подобный межгосударственный формат может дать надежду на урегулирование палестинской проблемы.
Одиннадцатая монография А. Д. Эпштейна — 350-страничная книга «Генезис и закат „левого“ Израиля» (Москва, 2011) — посвящена более чем столетней истории социал-сионистских организаций. Показано, как внутренняя межпарламентская борьба с занявшей второе место на выборах в Кнессет первого созыва партией МАПАМ, наряду с некоторыми другими факторами, главными из которых стали реальность арабо-израильского конфликта и резкое ухудшение отношений с Советским Союзом, еще в первой половине 1950-х годов привели к движению партии МАПАЙ к центру, к ее отходу от программы и ценностей левого лагеря. Начался занявший два десятилетия процесс постепенного исчезновения левых социалистов с политической карты Израиля, закончившейся полным растворением МАПАМ в центристской Рабочей партии, бывшей партией власти и не разделявшей ни социалистические, ни миротворческие, ни правозащитные устремления левых сил. Описан процесс появления в конце 1960-х — начале 1970-х годов новых секулярных левых организаций, представлявших городскую интеллигенцию и средний класс; эти организации, в отличие от традиционных израильских левых, не выступали за строительство в Израиле социализма, но их отличала ярко выраженная «голубиная» позиция в арабо-израильском конфликте, готовность уйти со всех или почти всех занятых в Шестидневной войне территорий без каких-либо предварительных условий. Борьба за мир гражданских левых де-факто окончилась крахом; как следствие, массы избирателей отвернулись от них. Левые силы лишились той внятной политической программы, которая позволяла им именовать себя «лагерем мира»: в условиях нынешнего доминирования исламистского движения ХАМАС в секторе Газа, а во многом — и на Западном берегу Иордана, шансы на достижение палестино-израильского мирного урегулирования оцениваются как призрачные. Это способствовало резкому ослаблению присущего многим израильтянам (в особенности, городской интеллигенции и среднему классу) «чувства вины за оккупацию», которая ныне повсеместно воспринимается как неизбежная даже среди тех, кто считает ее злом. В этих условиях шансы «левых» сил вернуться к власти в Израиле представляются призрачными, борьба за власть идет сегодня между двумя партиями, созданными изнутри блока «Ликуд»: самим «Ликудом» и возникшей из него «Кадимой». Израиль, так или иначе, построенный «левыми» сионистами, начал новый этап своей политической истории, в которой «левым» не осталось практически никакого места.
Двенадцатая монография А. Д. Эпштейна, написанная совместно с С. А. Кожеуровым — «Россия и Израиль: трудный путь навстречу» (Москва/Иерусалим, 2011). Израиль — единственная страна мира, с которой Советский Союз дважды за несколько десятилетий разрывал дипломатические отношения, восстановленные лишь в 1991 году. Однако, несмотря на некоторые сложности, в самые последние годы российско-израильские отношения отличаются существенным сближением, как в политической, так и в гуманитарной сферах. Израильское руководство полностью поддержало российских коллег в важных для них идеологических вопросах, касающихся формирования исторической памяти, а также передало России контроль над Сергиевским подворьем в центре Иерусалима. Ни одна из стран Запада не делала в последние годы подобных жестов по отношению к России, и это предопределило существенное улучшение двусторонних отношений, выразившееся, в частности, и в отмене визового режима и резком увеличении туристического потока между государствами. Данная книга — первая, в которой на основе огромного количества российских и израильских источников подводится «предварительный итог» двадцати годам отношений между странами в постсоветскую эпоху.
Последняя изданная на сегодняшний день книга А. Д. Эпштейна — «Возрождение еврейской государственности и нерешенный „еврейский вопрос“» (Киев, 2011) — представляет собой цикл эссе о центральных вопросах национального самосознания между прошлым и будущим.
В 2007 г. была издана написанная им на иврите книга о политических репрессиях и этнических чистках в СССР во времена правления Ленина и Сталина. В 2007—2008 гг. под его редакцией вышло двухтомное издание на русском языке переработанной версии книги израильского историка Б. Гур-Гуревича «В поисках себя между ассимиляцией и эмиграцией: российские евреи и власть в ХХ веке». В 2010 году в Израиле вышла коллективная монография «Черные годы. Советское еврейство между Гитлером и Сталиным, 1939—1953», ответственным редактором и одним из основных авторов которой был Алек Д. Эпштейн.
В июне 2011 года в руководимом Сергеем Кудрявцевым московском издательстве «Гилея» в серии «Час «Ч». Современная мировая антибуржузная мысль» вышла написанная им в соавторстве с его другом Олегом Васильевым книга «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России» (отдельные главы из нее опубликованы в журналах «Неприкосновенный запас», «Досье на цензуру» и «Неволя»), в которой слились воедино научные, интеллектуальные и правозащитные устремления авторов. На презентации книги выступали Александр Верховский, Всеволод Емелин, Борис Стомахин и другие, а большое интервью с ее авторами было опубликовано порталом «Каспаров.ру».
В марте 2012 года в руководимом Георгием Ереминым московском издательстве «Umlaut Network» вышла монография Алека Д. Эпштейн «Тотальная “Война”. Арт-активизм эпохи тандемократии», в котором представлен общественно-политический анализ феномена арт-группы «Война» за пять лет ее деятельности, с момента ее появления в феврале 2007 года. Фрагменты этого исследования были опубликованы в двух номерах журнала «Неприкосновенный запас» осенью 2011 года. На презентации книги в Московском музее современного искусства и в Центре современной культуры «Винзавод» выступали Андрей Ерофеев, Юрий Самодуров, Петр Верзилов, Антон Николаев, Денис Мустафин и другие, а большое интервью с ее автором было опубликовано порталами «Around Art – Современное искусство» и «Art Хроника».
Редактор и один из авторов сборников статей «Миграционные процессы и их влияние на израильское общество» (Москва, 2000), «Общество и политика современного Израиля» (Москва-Иерусалим, 2002), «Идеология еврейской национальной жизни в современном мире» (Москва-Иерусалим, 2003), «Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии» (Москва, 2004), «Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде и Табе» (Москва, 2004), «Евреи в постсоветских странах: самосознание и образование» (Иерусалим, 2008), «Еврейское государство в начале XXI века: Антология современной израильской общественно-политической мысли» (Москва-Иерусалим, 2008) и «Израиль, Россия и мир: история и современность» (Екатеринбург, 2008), вышедших по-английски коллективных монографий «Every Seventh Israeli: The Jews of the Former Soviet Union — Patterns of Social and Cultural Integration» ["Каждый седьмой израильтянин. Евреи из бывшего СССР — модели социальной и культурной интеграции"] (Иерусалим, 2007), «Constructing the National Identity: Jewish Education in Russia Twenty Years after the End of the Cold War» ["Формируя национальное самосознание — еврейское образование в России двадцать лет спустя после окончания холодной войны"] (Иерусалим, 2008), «Immigrant Scientists in Israel: Achievements and Challenges of Integration in Comparative Context» ["Ученые-иммигранты в Израиле: достижения и проблемы интеграции в сравнительной перспективе"] (Иерусалим, 2010) и опубликованной на языке иврит книги «Национальные приоритеты: Алия и интеграция в Израиле в начале XXI века» (Иерусалим, 2007), а также курсов Открытого университета Израиля «Становление израильской демократии» (в четырёх книгах, Тель-Авив, 2001) и «Общество, экономика и культура Израиля» (в четырёх книгах, Тель-Авив, 2002—2003).
Автор более чем трехсот научных и публицистических работ, опубликованных, начиная с 1994 года, в одиннадцати странах на семи языках. В России регулярно публикуется в таких изданиях как «Ближний Восток и современность», «Космополис. Журнал мировой политики», «Диаспоры» и многие другие, а также в еврейской периодике. Его работы, написанные на английском языке, опубликованы в международных научных журналах «New Global Development», «Terrorism and Political Violence», «Journal of Human Rights», «Tourism, Culture and Communication», «International Studies in Sociology of Education», «Language in Society», «Language Problems and Language Planning», «Journal of International Migration and Integration» и других.
Алек Эпштейн написал главы, посвященные Государству Израиль, в ряде коллективных монографий, среди которых: «Армия и власть на Ближнем Востоке» (Москва, 2002), «Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие» (Москва, 2005), «Политические системы и политические культуры Востока» (Москва, 2006), «Civil-Military Relations, Nation-Building, and National Identity: Comparative Perspectives» (Westport — London, 2004), «Sociolinguistics around the World» (London, 2010, в соавторстве) и другие.