Популярные
На фото Александр Белявский

Александр Белявский

советский и российский актер
Дата рождения:
1932-05-06
Дата смерти:
2012-09-08
Биография

6 мая 1932 года в Москве родился мальчик Саша, первенец в семье Белявских. Вслед за ним у Бориса Моисеевича и Любови Александровны появилось еще двое детей – дочь Ольга и младший сын Анатолий.

Детство Саши было нелегким – он перешел только в третий класс, когда началась война. Но мальчику удалось не потерять ни одного года и окончить десятилетку. Его родители, сами получившие только начальное образование, сделали все, чтобы учились их дети. Семья Белявских была большой и дружной, а с особенной любовью Саша всегда относился к своей строгой бабушке, Устинье Сергеевне. Огромную роль в его жизни сыграла и школьная дружба с Павликом Зубовым, сыном Василия Зубова, известным деятелем советской культуры.

Саша всегда очень много читал. Возможно, именно книги воспитали в нем романтика – после школы Александр Белявский решил, что станет геологом, и поступил на геолого-разведочное отделение в Московский Институт цветных металлов и золота. Ежегодную производственную практику будущие геологи чаще всего проходили в Средней Азии, и Александр всегда брал с собой книги стихов любимых поэтов.

В 1955 году он получил диплом и уехал по распределению в Иркутск. Возможно, если бы судьба распорядилась иначе, и Белявского послали работать в другое место, он пробыл бы геологом всю жизнь. Но в Восточно-Сибирском геологическом управлении оказалась очень неплохая самодеятельная театральная студия. Премьера спектакля, поставленного геологами по пьесе «Горе от ума», прошла на сцене Иркутского областного драматического театра, а роль Молчалина в этом спектакле исполнял Александр Белявский. Самодеятельный спектакль удостоился весьма хороших отзывов, о нем написали в «Восточно-Сибирской правде», а молодой геолог Белявский навсегда заболел театром.

Отработав год в Иркутске, Александр вернулся в столицу и устроился в институт на должность младшего научного сотрудника. Самодеятельную сцену он не оставил и здесь – участвовал в спектаклях, которые ставились в Доме учителя. Наука и искусство боролись в его душе до весны 1957 года – и победа осталась за театром. Белявский уволился с работы и решился поступать в театральный вуз. Ему было уже двадцать пять лет – предел для творческого вуза, но приемная комиссия Щукинского училища оценила несомненный талант, и Александр стал студентом первого курса. Его художественным руководителем оказался Владимир Этуш, впервые набравший собственный курс.

Тем же летом Александру предложили сниматься в кино. Его дебютом стала роль молодого рабочего Николая из фильма С. Юткевича «Рассказы о Ленине». На третьем курсе училища Белявский сыграл уже главного героя – курсанта Юрия в картине «Спасите наши души!».

В 1961 году Белявский получил диплом и начал работать на сцене Театра сатиры. А через три года польский режиссер Бучковский пригласил его на роль летчика Миронова, главного героя кинофильма «Прерванный полет». За время съемок в Варшаве Александр успел выучить польский язык, и это ему очень пригодилось: в польском кинематографе он снялся еще в шести фильмах. Среди этих фильмов и военно-приключенческая многосерийная лента «Четыре танкиста и собака», где Белявский играет советского капитана. А вот театральную сцену Белявский ради кинематографа практически оставил.

В 1966 году, во время съемок «Четырех танкистов», Александр Борисович придумал идею передачи, действие которой должно происходить в польском небольшом ресторане. Так появился на свет знаменитый «Кабачок "13 стульев"», а Белявский, режиссировавший вместе с Георгием Зелинским первые выпуски передачи, стал и ее первым ведущим.

И во время работы в самодеятельности, и в пору учебы в Щукинском училище Белявский стремился к разноплановым ролям, но в своих ранних киноработах он играет, в основном, положительных персонажей. Это роли Сергея Крылова в фильме 1965 года «Иду на грозу» (режиссер С. Микаэлян), Кулагина в картине 1966 года «Их знали только в лицо» (режиссер А. Тимонишин), Шельги в фильме 1973 года «Крах инженера Гарина» (режиссер А. Квинихидзе). Сменить имидж Александру Борисовичу удалось лишь в 1978 году, когда Михаил Жаров предложил ему сыграть жулика Молочкова в детективном сериале «И снова Анискин…». Отрицательной стала и следующая роль Белявского, причем из мелкого жулика он превратился в серьезного бандита Фокса в незабываемом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Именно этот персонаж принес Белявскому всенародную известность. Красивый, интеллигентный и отрицательный – эти три эпитета послужили также его огромной популярности среди женской аудитории. «Великолепный бандит» Белявский занял в сердцах поклонниц ничуть не меньше места, чем Высоцкий и Конкин, исполнившие в полюбившемся зрителям фильме главные роли.

Однако самому актеру было совсем неинтересно играть в одном и том же амплуа. Больше всего на свете Белявский ненавидел скуку – и особенно скуку в искусстве. Именно поэтому он брался за самые разные роли, не особенно заботясь о своей популярности и успешности.

Очень разнообразны герои, сыгранные этим прекрасным актером в девяностые годы, и возможно самой интересной стала роль Брежнева в фильме «Серые волки» (режиссер Игорь Гостев), вышедшем на экраны в 1993 году. В этот период Белявский часто участвовал и в популярных телепередачах – «С легким паром», «Белый попугай», «В нашу гавань заходили корабли». В 1999 году он вел передачу «На здоровье» канала РТР и тогда же вернулся в театр, где играл в трех замечательных антрепризах – Советника в «Императрице», Генри во «Льве зимой», Анатолия в «А-ля фуршет со святой водой».

С 1962 года Александр Борисович занимался и дубляжом, а в восьмидесятые стал одним из ведущих закадровых актеров – его голос звучит во множестве популярных у нас зарубежных фильмов, и именно голосом Белявского говорит на российских экранах известный британский комик Бенни Хилл.

Немало снимался Белявский в начале нового столетия. На его счету роли адмирала из комедии 2000 года «ДМБ», криминального авторитета Короля из фильма 2001 года «Антикиллер». В 2000 году вышел также сериал «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер Светлана Дружинина), где зрители увидели Белявского в образе князя Долгорукова  – государственного деятеля и придворного интригана петровских времен. Были и другие, менее заметные работы в сериалах и художественных фильмах.

В 2002 году Белявский вновь работал за границей – его пригласили сниматься в «Цене страха», американском блокбастере по роману Тома Клэнси. Роль российского адмирала Иванова была небольшой и заняла у Александра Борисовича всего один день съемок. После просмотра уже готового фильма Белявский остался очень недоволен игрой американских актеров, заявив, что хорош только Морган Фримен, сыгравший директора ЦРУ.

Свою личную жизнь Александр Борисович всегда старался хранить в секрете. Два брака, две дочери – Надежда и Александра, причем вторая родилась, когда актеру уже исполнился семьдесят один год, а Людмиле, его жене, было за пятьдесят. Через несколько месяцев после рождения Сашеньки Белявский перенес инсульт и получил инвалидность.

Александр Борисович Белявский погиб 8 сентября 2012 года – выпал из окна собственного подъезда. Тело актера кремировали, а его прах покоится на Кузьминском кладбище в столице. Трагическая смерть – но полная творчества жизнь талантливого актера и прекрасного человека.

Поделиться: