Родился в семье диакона, окончил Лебедянское приходское училище (1867—1868), Липецкое духовное училище (1868-1874), Тамбовскую духовную семинарию (1874-1880), Казанскую духовную академию (1884). Получил степень кандидата богословия и был оставлен на кафедре литургики профессорским стипендиатом. В этот период изучал литургические памятники в Москве и Санкт-Петербурге. 19 мая 1885 года защитил защитил магистерскую диссертацию на тему «История чинопоследований крещения и миропомазания», был удостоен за неё премии митрополита Макария.
В 1885—1886 годах преподаватель литургики и гомилетики в Симбирской духовной семинарии. В 1886 году назначен помощником инспектора Казанской духовной академии. С 1887 года профессор Новороссийского университета по кафедре канонического права, декан факультета. В 1896 году защитил докторскую диссертацию на тему «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории», получил степень доктора церковного права. В 1910—1912 годах был проректором Новороссийского университета, с 1912 года и до момента смерти был профессором церковного права Московского университета, параллельно преподавал в Московской духовной академии.
Состоял в Одесском отделении Русского собрания, заведовал в нём научно-литературными заседаниями.
Сочинения
- Испытание освящённым хлебом: (Вид «Божьего суда» для обличения вора): Греческий устав совершения его по рукописи XVII в., с кратким историческим очерком). Одесса, 1904;
- Неизданные канонические ответы Константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила. Одесса, 1903;
- Врачевальные молитвы: (К материалам и исследованиям по истории рукописного русского Требника). Одесса, 1900;
- Сословно-профессиональные характеристики в пословицах русского народа. Одесса, 1897;
- Проклятие преступника псалмами (???????????): К истории суда Божиего в Греческой Церкви. Одесса, 1912.
- Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории. Одесса, 1894. 3 т.;
- Законоправильник при русском Требнике: Критическо-библиографический очерк по поводу книги А. С. Павлова «Номоканон при Большом Требнике». СПб., 1902;
- Вступление в брак: (Очерк народного воззрения по пословицам и поговоркам). Одесса, 1898;
- Издание профессором А. С. Хахановым Номоканона Иоанна Постника в грузинском переводе: Критические заметки. Одесса, 1906;
- Чин над бесноватым: (Памятник греческой письменности XVII в.). Одесса, 1901;
- К истории византийской отреченной письменности: (Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры). Одесса, 1901;
- История чинопоследований Крещения и Миропомазания (I—XIX века). Казань, 1884;
- К истории молитв на разные случаи: (Заметки и памятники). Одесса, 1896);
- Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского: (Малоизвестный памятник права Греческой Церкви XV в.): Текст и перевод с предварительным очерком и примечаниями. Одесса., 1903;
- Сведения о храмах и богослужении Русской Церкви по сказаниям западных иностранцев XVI—XVII вв. // ПС. 1887. № 2, 4, 6-8.
- Умершие под церковным отлучением. (Из истории отношений греческой церкви к народному верованию в вурдалаков). Сергиев Посад, 1915.
- Святые — покровители сельскохозяйственных занятий: (Из истории относящихся к ним греческих последований). Одесса, 1904;
- Канонарий монаха Иоанна: (К вопросу о первоначальной судьбе номоканона Иоанна Постника). Одесса, 1907;
- Краткий курс церковного права: Лекции, читанные в императорском Новороссийском университете. Одесса, 1889;
- Сообщения западных иностранцев XVI—XVII вв. о совершении таинств в Русской Церкви. Казань, 1900);