Популярные
На фото Александр Кузьмич Вустин

Александр Кузьмич Вустин

русский композитор
Биография

Биография

Александр Вустин начал сочинять музыку в 1952, но считает, что только в 1972 он обрёл свой индивидуальный композиторский почерк. В 1957—1961 занимался композицией у Григория Самуиловича Фрида. В 1969 он закончил Московскую государственную консерваторию по классу Владимира Фере, работал редактором на радио, а затем в издательстве «Советский композитор». Вустин — активный участник новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2), созданной и возглавленной Эдисоном Денисовым в 1989 г. Его работы в кино включают музыку к фильму Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», 1991.

Творческая характеристика

Музыкальный язык Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, интенсивным переживанием времени как своего рода пространства актуального музыкального действия, общего для автора, исполнителя и слушателя, и в этом смысле его можно назвать наследником традиций Антона Веберна.

Исполнители

Среди исполнителей его сочинений — симфонический оркестр Би-Би-Си, Лев Маркиз, Гидон Кремер, Александр Лазарев, Игорь Дронов, Марк Пекарский, Светлана Савенко, Райнберт де Леу, Алиса Гицба, Клод Делангль, Елена Васильева и др.

Избранные сочинения

  • «Три стихотворения Моисея Тейфа» (1966) для голоса (баса) и фортепиано (в русском переводе Юнны Мориц)
  • Струнный квартет (1966)
  • Симфония (1969) для оркестра
  • «Три торопецкие песни» (1972) для фортепиано
  • «Ноктюрны» (1972-82) для камерного ансамбля и высокого голоса
  • «Слово» (1975) для духовых и ударных, посв. Григорию Фриду
  • «Соната для шести» (1973)
  • «Lamento» (1974) для фортепиано
  • «Каприччио» (напевы из сборника М. Береговского. 1977-82) для голоса (меццо-сопрано), музских голосов и ансамбля
  • «Памяти Бориса Клюзнера» (1977) для голоса, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, на текст Юрия Олеши
  • «Memoria-2» (концерт, 1978) для ударных, клавишных и струнных
  • «Сказка» (1979) для гобоя соло
  • «Возвращение домой» (1981) для голоса и 13 инструментов, стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Досуги Козьмы Пруткова» (1982) для баритона и ударных
  • «Посвящение Бетховену» («Hommage ? Beethoven», 1984) концерт для ударных и камерного оркестра)
  • «Праздник» (1987) для детского хора и оркестра на тексты русских певческих книг XVII века
  • «Блаженны нищие духом» (1988) для контртенора и камерного ансамбля
  • «Действо от Луиджи» (1990) для ансамбля ударных
  • «Белая музыка» (1990) для органа
  • «Письмо Зайцева» (1990) для голоса, струнных, большого барабана и магн. ленты. Текст Сергея Зайцева
  • «Музыка к фильму» (1991) для ударных и оркестра
  • «Музыка для десяти» (1991) на текст Жана-Франсуа Лагарпа
  • «Героическая колыбельная» (1991) для ансамбля
  • «Посвящение сыну» (1992) для флейты и ансамбля
  • «Три стихотворения Андрея Платонова» из романа «Чевенгур» (1992) для голоса и ансамбля
  • «Agnus Dei» (1993) для смешанного хора, ударных и органа
  • «Маленький реквием» (Kleines Requiem, 1994) для сопрано и струнного квартета
  • «Музыка для Ангела» (1995) для саксофона, вибрафона и виолончели
  • «Песня из романа Платонова» (1995) для хора и оркестра
  • «Исчезновение» (1995) для баяна, виолончели и струнного оркестра
  • «Фантазия» Посвящение Гидону Кремеру (1996) для скрипки и оркестра
  • Танго «Hommage ? Guidon» (1997) для скрипки, струнного оркестра и ударных
  • Трио (1998) для фортепиано, скрипки и виолончели
  • «День рождения Марка Пекарского» (1998) для ансамбля ударных
  • «Свете тихий» (1999) для голоса
  • «Похвала земле» (1999) для детских голосов и камерного оркестра на стихи Ольги Седаковой
  • «Veni, Sancte Spiritus» (1999) для хора, ударных и ансамбля
  • «Alone» (2000) для вибрафона соло
  • «Sine Nomine» (2000) для оркестра
  • «Ночная мгла» (2000) для детского и смешанного хора и камерного оркестра на стихи Бориса Пастернака (часть коллективного сочинения)
  • «К Софии» (2001) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихотворение Ольги Седаковой «Отшельник говорит», посв. С.Губайдулиной
  • «Эпиграф» для органа (памяти Эдисона Денисова)
  • «Голос» (2001) для альта (меццо-сопрано) соло, стихи Ольги Седаковой
  • «Седьмое слово» (2002) для ансамбля (часть коллективного сочинения)
  • «Spem in alium» (2003) для фортепиано, голосов (альты, басы) и ансамбля на текст из мотета Томаса Таллиса
  • «Постлюдия» (2003) для ансамбля
  • «Разоблачение Евы» («Взгляд № 5», 2004) для оркестра (часть коллективного сочинения)
  • «Приношение» (2004) для ансамбля, посв. Гидону Кремеру в память о Д. Шостаковиче
  • Credo (2004) для ансамбля, посв. М. Дубову и А. Виноградову в память о Э. Денисове
  • «Вечерние птицы» (2006) для струнного трио
  • «Театр» (2006) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Далёкий свет» (2007) для баскларнета соло
  • «Музыкальная жертва» (2007) для виолончели и фортепиано
  • «Поиски звука» (2008) для солирующих колоколов и оркестра
  • «Canticum canticorum» («Песнь Песней», 2010) для голосов и ансамбля
  • «Литания» (2011) для ударных, голосов и органа
  • «Из жизни эльфов» (2011) для фортепиано, скрипки и виолончели

О композиторе

  • Вустин А. Музыка — это музыка (Беседа с Е. Польдяевой)// Музыкальная академия, 1993, № 4
  • Ценова В. Александр Вустин: Поле битвы — душа // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994 (на англ.яз. в кн.: Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998).
  • Северина И. Творчество Александра Вустина // Музыкальная академия, 2003, № 4.
Поделиться: