Популярные

Александр Львович Янов

российский и американский историк, политолог и публицист
Биография

Биография

Родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Был разъездным спецкором «Литературной газеты» и «Комсомольской правды». Объехал полстраны. Печатался в «Новом мире», «Молодом коммунисте», «Вопросах литературы» и «Вопросах философии». Занимался историей славянофильства. Защитил диссертацию «Славянофилы и Константин Леонтьев. Вырождение русского национализма. 1839—1891». Написал 2000-страничную «Историю политической оппозиции в России», которая, несмотря на объём, широко разошлась в самиздате.

Покинул СССР в октябре 1974 года под давлением КГБ. Эмигрировал в США, где с 1975 года преподавал русскую историю и политические науки в университетах Техаса (Austin), Калифорнии (Berkeley) Беркли, Мичигана (Ann Arbor Энн-Арбор), Нью-Йорка (CUNY). Прошёл всю американскую академическую лестницу — от инструктора до полного профессора. Доктор исторических наук.

Последняя должность: профессор политических наук в аспирантуре Нью-Йоркского городского университета.

Опубликовал около 900 статей и эссе в советской, американской, английской, канадской, итальянской, российской, израильской, польской, японской и украинской прессе, а также около 20 книг в пяти странах на четырёх языках.

Концепция истории России

Янов опровергает широко распространённую со времен Карамзина точку зрения, что с самого начала Московская Русь, в отличие от европейских государств, была самодержавной. Он считает, что после татаро-монгольского ига Московское княжество было обычным североевропейским государством с ограниченной монархией. Более того, он полагает, что Реформацию государство Ивана III начало первым в Европе: в русском обществе развернулась широкая критика всевластия церкви, возникло движение нестяжателей, началось изъятие монастырских земель в пользу государства. При Иване III были созданы социальные институты (Земский Собор, замена наместников-«кормленщиков» местным крестьянским самоуправлением), которые обеспечивали основы европеизации страны. Янов противопоставляет самодержавной, евразийской традиции России её собственную европейскую традицию, «ничуть не менее древнюю и легитимную». Янов считает, что только Иван Грозный прервал развитие России в направлении европеизации, которое было продолжено лишь со времени Петра I.

Рассматривая славянофильские, евразийские (А. Аксаков, Н. Трубецкой, П. Савицкий и др.) и западнические (К. Кавелин, Б. Чичерин и др.) взгляды на культуру России, Янов приходит к выводу, что и славянофилы и западники исходят из одинаково неверной посылки. Славянофилы говорят о необходимости развивать евразийское начало, а западники — прививать западный либерализм. Однако при этом не замечается европейская традиция, изначально существовавшая в русской культуре.

Критика

Алексей Миллер полагает, что концепция Янова, заключающаяся в том, что в России была многовековая либеральная традиция, которая все время боролась с патерналистской традицией, — это воспроизведение мифических категорий: европейскость как средоточие всего хорошего и российский патерналистский опыт как средоточие всего плохого. При этом забывается, что либеральная традиция вообще, а не только в России, не насчитывает больше двух с половиной веков, и что в европейском опыте также присутствовал патернализм.

Библиография

  • Social Contradictions and Social Struggle in Post-Stalinist USSR: Essays by Alexander Yanov // Special double Issue of the «International Journal of Sociology». — 1976 Summer-Fall. — Vol. 6, Nos 2-3.
  • D?tente after Brezhnev: The Domestic Roots of Soviet Foreign Policy. — Berkeley: Institute of International Studies, 1977.
  • The Russia New Right. — Berkeley: Institute of International Studies, 1978.
  • La Nuova Destra Russa. — Firenze: Sansoni Editore, 1981.
  • The Origins of Autocracy. — University of California Press, 1981.
  • Le Origini Dell’Autocrazia. — Milan: Edizioni di Communita, 1984.
  • The Drama of the Soviet 1960-s: A Lost Reform. — Berkeley: Institute of International Studies, 1984.
  • The Russian Challenge. — Oxford, England: Basil Blackwell, 1987.
  • La Perestroika Mankata. — Milan: Viscontea, 1989.
  • Rosia NoChosen. — Tokyo: Sairyusha, 1995.
  • Weimar Russia and What We Can Do About It. — New York: Слово/Word, 1995.
  • Beyond Yeltsin. — Tokyo: Sairusha, 1997.
  • Русская идея и 2000 год. — New York: Liberty Publishing, 1988.
  • После Ельцина. Веймарская Россия? — М.: Крук, 1995.
  • Тень Грозного царя. — М.: Крук, 1996.
  • Россия против России. 1825—1921: Очерки истории русского национализма. — Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1999.
  • Россия: У истоков трагедии. 1462—1584: Заметки о природе и происхождении русской государственности. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  • Патриотизм и национализм в России. 1825—1921. — М.: Академкнига, 2002.
  • Россия и Европа. В 3 книгах:
    • Книга 1. Европейское столетие России. 1480—1560. — М.: Новый Хронограф, 2008.
    • Книга 2. Загадка николаевской России. 1825—1855. — М.: Новый хронограф, 2007.
    • Книга 3. Драма патриотизма в России. 1855—1921. — М.: Новый хронограф, 2009.
Поделиться: