А.Н. Костенко развивает натуралистическое мировоззрение, в соответствии с кототорым "все сущее - это проявление сущности, называемой Природой". Проявление Природы в сущем означает, что она, как Мать, порождает все сущее и даёт ему Законы, образуя таким образом Миропорядок. Исходя из идеи природной целостности мира, выраженной в виде постулата "Мать-Природа - Высший Законодатель для всего сущего на все времена", сформулировал принцип социального натурализма, с помощью которого предложил положительное решение "основного вопроса современного мировоззрения": "Является ли социальное природным?". Сущность теории социального натурализма состоит в признании существования наряду с физической и биологической природами также социальной природы, которая существует по своим, присущим ей законам - законам социальной природы, отличным от законов физической и биологической природ. В соответствии с этим "натуралистическим" решением социальные явления есть "третьей" природой, которая имеет свои природные законы для существования, отличные от физических и биологических законов (так называемая "теория трёх природ"). Таким образом теория социального натурализма отмежевывается от редукционизма, сводящего социальные явления к физической или биологической природе, распространяя понятие натурализма и на социальные явления. Ученый предлагает, исходя из принципа социального натурализма, реформировать социальные науки в науки о природных законах общественной жизни людей, с которыми должны согласовываться их воля и сознание. Человек в этом случае определяется как существо, способное жить по природным законам общественной жизни людей. Источником Истины, Добра, Духовности, Свободы, Счастья, Права, Морали, Справедливости, Безопасности, Веры, Благосостояния, Здоровья, Искусства и любой иной ценности для Человека есть Мать-Природа. Социальный прогресс рассматривает как результат согласования воли и сознания людей с природными законами общественной жизни согласно формуле: "Вперед - к Природе, руководствуясь принципом социального натурализма!". Согласованность воли и сознания людей с природными законами общественной жизни людей определяет как социальную культуру людей, включая, в частности, в неё политическую, экономическую, правовую, моральную, религиозную, научную, художественную, этническую и другие виды культуры. Отсюда выводит формулу: "Какая социальная культура людей - такая и их жизнь". Поэтому социальная культура людей признается основой социального прогресса. Глобализацию рассматривает как результат прогрессивного движения народов к "общему знаменателю" - природным законам общественной жизни людей. Все кризисные явления в обществе рассматривает как следствие нарушения людьми, пораженными комплексом своеволия и иллюзий, природных законов общественной жизни. Обосновывает необходимость конвергенции социальных и несоциальных (так называемых "естественных") наук на основе идеи природной целостности мира. Исходя из принципа социального натурализма, ученый развивает так называемую натуралистическую философию, основной вопрос которой формулирует так: "Какова роль воли и сознания человека в мире, существующем по законам природы?".
Основные идеи изложены в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика. - 2008. - 352 с. (на украинском языке).