Популярные
На фото Алексей Андреевич Туполев

Алексей Андреевич Туполев

известный советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук
Дата рождения:
1925-05-20
Дата смерти:
2001-05-12
Биография

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144.

Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Алексей Андреевич — сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888—1972).

Этапы биографии

Детство

Алексей Туполев родился 20 мая 1925 года в городе Москве.

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, еще не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году закончил среднюю школу.

Дальнейшая жизнь

  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год — главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году — становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолетостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Парламентарий

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР — Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-79, Орджоникидзевский избирательный округ № 504, 1980—1985 Ишимбайский избирательный округ № 509)

Научная карьера

  • 1949 — окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе;
  • 1953 — защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (научный руководитель — С. И. Зоншайн);
  • 1963 — ученая степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
  • 1978—1985 — возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
  • 1979 — член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
  • 1984 — академик по тому же Отделению (машиностроение, в том числе транспортное машиностроение).

Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике.

Известные проекты

  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-160
  • Ту-204
  • МТКК «Буран»
  • Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
  • Ту-123
  • Ту-142ЛЛ
  • Ту-139

Награды

  • Герой Социалистического Труда.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Награжден тремя орденами Ленина.
  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».
Поделиться: