Популярные
На фото Алексей Фёдорович Лосев

Алексей Фёдорович Лосев

русский философ и филолог, профессор
Дата рождения:
1893-09-22
Дата смерти:
1988-05-24
Биография

Биография

В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм («Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами, и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это») и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, А. Ф. Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

После смерти Сталина у Лосева опять появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Д. С. Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Лосев писал также монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них - С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели искусства. Среди исследователей более старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти вели двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного.

В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

А. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов в науке. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Скончался 24 мая 1988. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сохранение наследия

В Москве на Арбатском улице (33/12, стр. 1) работает квартира-музей и культурный центр «Дом А. Ф. Лосева» с библиотекой истории русской философии и культуры. Работу по сохранению творческого наследия философа руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.

23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

Крупные сочинения: монографии, учебники, повести

  • Исследования по философии и психологии мышления. Написано в 1915—1919 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Философия имени. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Античный космос и современная наука. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928.
  • Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929.
  • Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 [2-й том не был создан]. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930.
  • Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997).
  • Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров). 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001.
  • Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты.
  • Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933.
  • [Встреча]: Повесть. Название дано А.А. Тахо-Годи. Написана в 1933.
  • Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.
  • Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933—1934. 1-е изд.: Москва. 1993. № 4-8.
  • Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.
  • Диалектические основы математики. Написано к 1936 г. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков, М.: Фолио, Эксмо, 2005.
  • Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
  • Жизнь: Повесть. Написана не ранее лета 1942..
  • Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии. 1-е изд.: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МПГИ им. Ленина, 1953.
  • (Совм. с А.А. Сонкиной, Н.А. Тимофеевой, Н.М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.
  • Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МПГИ им. Ленина, 1954. С. 37-262.
  • Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193-306.
  • Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.
  • Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960.
  • Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960.
  • Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968.
  • История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963.
  • (Совм. с В.П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965.
  • История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968.
  • Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67-196.
  • (Совм. с А.А. Тахо-Годи, А.А. Сонкиной, Н.А. Тимофеевой, Н.М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973.
  • (Совм. с М. А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970- гг. 1-е изд: Киев, Collegium, 1998.
  • История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974.
  • История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975.
  • Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976.
  • Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.
  • История античной эстетики. Ранний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1979.
  • Эллинистически-римская эстетика. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1979.
  • История античной эстетики. Поздний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1980.
  • Диоген Лаэрций — историк античной философии. 1-е изд.: М.: Наука, 1981.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Аристотель. Жизни и смысл. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1982. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Вл. Соловьев. [Основная часть работы — большие фрагменты из создававшейся параллельно объемной монографии «Владимир Соловьев и его время»]. 1-е изд.: М.: Мысль, 1983.
  • История античной эстетики. Последние века. 1-е изд.: М.: Искусство, 1988.
  • Дерзание духа. 1-е изд.: М.: Политиздат, 1988.
  • История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1989.
  • Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990.
  • История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи). Боги и герои Древней Греции. 1-е изд.: М.: Слово, 2002.

Важнейшие статьи

  • Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология
  • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909)
  • Г. С. Сковорода в истории русской культуры
  • Двенадцать тезисов об античной культуре
  • Диалектика творческого акта
  • [Дополнения к "Диалектике мифа"], в том числе "Миф — развёрнутое магическое имя"
  • Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова
  • Имяславие и платонизм
  • Критические заметки о буржуазной математической логике
  • Первозданная Сущность
  • Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы
  • Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
  • Средневековая диалектика
  • Творческий путь Владимира Соловьева
  • Философия культуры
  • Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984)
  • Эстетика природы
  • Эстетическая терминология Платона

Основные сборники произведений Лосева

В данном разделе перечислены наиболее значимые сборники с текстами Лосева.

  • Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. («Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа»)
  • Страсть к диалектике. М.: Сов. писатель, 1990. («В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний)», «Русская философия», «Жизненный путь Вл. Соловьева», «Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева», «Мировоззрение Скрябина», «Письма из неволи (1930—1933)»)
  • Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991. («Диалектика мифа» и др.)
  • Бытие. имя. Космос. М.: Мысль, 1993. («Эрос у Платона», «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Вещь и имя»)
  • Жизнь: Повести, рассказы, письма. Спб.: Издательство АО «Комплект», 1993.
  • Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. («Платон. Жизнеописание», «Аристотель. Жизнь и смысл»)
  • Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. («Диалектика мифа», «Миф — развернутое магическое имя», «Первозданная сущность», «Самое Само», «Критика платонизма у Аристотеля», «Диалектика числа у Платона»)
  • Словарь античной философии. М.: Мир идей; Акрон, 1995. (Статьи, написанные для 4-го и 5-го томов «Философской Энциклопедии»)
  • Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996. (Статьи)
  • Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. («Античная мифология в её историческом развитии», «Теогония и космогония»)
  • Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. («Диалектические основы математики», «О методе бесконечно малых в логике», «Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических исчислениях бесконечно малых», «математика и диалектика»)
  • Имя. СПб.: Алетейа, 1997. («Вещи и имя» и др.)
  • Мне было 19 лет: Дневники, письма, проза. М.: Русские словари, 1997.
  • Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999. («Исследования по философии и психологии мышления», статьи)
  • Самое само. М.: Эксмо-Пресс, 1999. («Философия имени», «Диалектика мифа», «Самое само»)
  • Я сослан в XX век. М.: Время, 2002. (Повести и рассказы)
  • Высший синтез. М.: ЧеРо,, 2005. (Статьи 1910-1920-х годов)
  • Лосев А.Ф., Лосева В.М. Радость на веки: Переписка лагерных времен. М.: Русский путь, 2005. (Письма, стихи)
  • Алексей Федорович Лосев: Из творческого наследия, современники о мыслителе. М.: Русский мир, 2007.
  • Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Спб.: Алетейя, 2007. (Статьи)
  • Вещь и имя. Самое само. М.: Издательство Олега Абышко, 2008.
  • Имяславие. Ареопагитский корпус. М.: Изд-во Олега Абышко, 2009. (Статьи)
Поделиться: