Популярные
На фото Алексей Матвеевич Позднеев

Алексей Матвеевич Позднеев

российский востоковед, монголовед, доктор монгольской и калмыцкой словесности, профессор
Дата рождения:
1851-09-27
Дата смерти:
1920-09-30
Биография

Биография

Родился 27 сентября 1851 г. в русской многодетной семье протоиерея Сретенской церкви Матвея Автономовича Позднеева в городе Орле.

Получил образование в Орловской духовной семинарии и в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков (с сентября 1867 г.).

По окончании университета (1876) принял участие в снаряженной Русским географическим обществом экспедиции в Монголию и Китай.

В 1881 г., продолжая карьеру в СПбУ, защитил диссертацию «Образцы народной литературы монгольских племён» на степень магистра монгольской словесности и был утверждён штатным доцентом по кафедре монгольской словесности.

С 1881 г. редактировал издания Великобританского иностранного библейского общества (Лондон) на монгольском, китайском и маньчжурском языках.

В 1883 г. (1881 г. (?)) по представлении диссертации «Монгольская летопись Эрдэнийн-эрихэ, с пояснениями, заключающими в себе материалы для истории Халхи с 1636 по 1736 гг.» получил степень доктора монгольской словесности.

С 1884 г. состоял профессором монгольской словесности в СПбУ; с 1889 г. преподавал и маньчжурский язык. Первым в России открыл курс чтений по истории литературы монгольских наречий и ввёл в преподавание чтение официальных бумаг, написанных по-монгольски.

В 1887 г. по поручению Министра государственных имуществ составил проект об устройстве училищной части у калмыков Астраханской губернии.

В 1888 г. получил от РГО большую золотую медаль за труд «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии». В 1892 г. был командирован Министерством иностранных дел в Монголию «для исследования её положения и административного строя, а также для изучения наших торговых отношений к Китаю». В этой монгольской командировке (как и в первой, 1876 г.) Позднеевым были собраны для библиотеки СПбУ большие коллекции рукописных и печатных китайских, монгольских и маньчжурских сочинений, а также коллекция бурханов (буддийских скульптур) и других принадлежностей религиозного культа. Результаты поездки были изложены в книге «Монголия и монголы», изданной РГО в 1896—1898 гг.

1899—1903 гг. — занимал пост директора в новообразованном Восточном институте.

1903 г. (ноябрь) — назначен членом Совета при Министерстве народного просвещения.

В 1910 г. назначен директором Практической восточной академии в Петербурге.

В 1913 г. за содействие делу народного образования монголов получил звание Дзюнь-вана (князя второй степени) от правительства Монголии.

В 1914 г. стал представителем МНП в Комитете для изучения Средней и Восточной Азии.

С 1918 г., уволившись из МНП, до конца жизни работал в Астраханской и Ставропольской губерниях и на территории Области Войска Донского, изучая культуру калмыков.

Интересные факты

  • А. М. Позднеев придерживался националистических и монархистских взглядов, участвовал в различных правых организациях, в частности был специалистом по Сибири и Дальнему Востоку в Русском окраинном обществе.
  • Брат А. М. Позднеева, Дмитрий Матвеевич Позднеев также был крупным востоковедом — японистом и синологом. В 1904 г. он сменил Алексея Матвеевича на посту директора Восточного института.
  • Самым известным учеником Позднеева был Г. Ц. Цыбиков. В 1898 г. Цыбиков, будучи студентом Восточного факультета СПбУ, ознакомил своего преподавателя с рукописью соотечественника, бурятского ламы Л.-М. Доржи (Лобсана Миджид-Доржи), повествующей о его путешествии в Тибет и Непал. Рассмотрев рукопись, Позднеев посоветовал студенту лично посетить Тибет с целью изучения культуры этого недоступного в то время для европейцев региона Центральной Азии. В 1899—1902 гг. Цыбиков действительно побывал в «запретной стране», сделав первое её описание с позиций западной науки и став первым фотографом тибетской столицы Лхасы.
    • Стоит отметить, что Позднеев одним из первых русских монголоведов проявил интерес к т. н. «хождениям» — традиционному жанру монгольской литературы, представлявшему собой художественно оформленные путевые записки буддийских пилигримов. В середине 1890-х гг. он познакомился с калмыцким монахом Бадмой Менкеджуевым, незадолго до этого посетившим святыни Тибета, и в сотрудничестве с ним перевёл его «хождение» со старокалмыцкого на русский язык. Изданное в 1897 г. в Петербурге, это сочинение произвело сенсацию в российской научной среде. Его даже было решено посвятить XI международному съезду ориенталистов в Париже.

Библиография

А. М. Позднеев является автором 122 научных трудов (из них 17 монографий), среди которых можно отметить следующие.

  • Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCXLIV. Отд. 2. 1886.
  • Города Северной Монголии. — СПб.: Тип. B. C. Балашева, 1880.
  • Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892—1893 гг.: в 2 т. Т. 1. Дневник и маршрут 1892 г.; Т. 2. Дневник и маршрут 1893 г. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1896—1898.
  • О древнем китайско-монгольском историческом памятнике Юань-чао-ми-ши. — СПб., 1882.
  • Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1887.
  • Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и современного быта. — СПб.: Тип. брат. Пантелеевых, 1880.
Поделиться: