Популярные
На фото Али Хосейни Хаменеи

Али Хосейни Хаменеи

Высший руководитель (Рахбар) Ирана с 1989 года по настоящее время, президент Ирана (1981—1989), один из ближайших соратников основателя Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни
Дата рождения:
1939-07-17
Биография

Великий аятолла   (перс. ??? ??? ????? ????????? [???li hosej?ni x?mene??i], азерб. Seyyid ?li Xameneyi; 17 июля 1939, Мешхед) — Высший руководитель (Рахбар) Ирана с 1989 года по настоящее время, президент Ирана (1981—1989), один из ближайших соратников основателя Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни.

Биография

Али Хосейни Хаменеи родился 17 июля 1939 года (24 тира 1318) в Мешхеде. По происхождению азербайджанец. Его отец, аятолла Сайед Джавад Хосейни Хаменеи, был учителем медресе, позже — членом городской улемы Мешхеда. Мать была родом из Йезда. Семья Хаменеи была довольно бедна. Отец Али был муллой в местной мечети, и Али, как и два других его брата, пошёл по стопам отца. Он поступил в исламскую школу, не закончив обучение в общеобразовательной.

В Мешхедской шиитской духовной академии (Хавза) его наставниками были Хадж Шейх Хашем Газвини и Аятолла Мелани. В 1957 году Хаменеи перебрался в Наджаф, а на следующий год — в Кум. В Куме он познакомился с Аятоллой Хусейном Боруджерди а также с Рухоллой Хомейни. Радикальные взгляды Хомейни оказали сильное влияние на Али, он начал активную антишахскую деятельность. В 1964 году Хомейни был выслан из Ирана, а Али был арестован САВАК в Бирдженде, однако вскоре был отпущен и вновь вернулся в Мешхед. С 1963 до 1975 года Хаменеи попадал в тюрьму ещё пять раз, проведя в заключении в общей сложности несколько месяцев.

После победы Исламской революции в 1979 году Хаменеи был назначен руководителем пятничной молитвы (фактически — еженедельная общегосударственная политинформация в Тегеране). Сменил на этом посту великого аятоллу Монтазери.

В октябре 1981 года избран президентом Ирана в результате досрочных выборов, объявленных в связи с убийством президента Мохаммада Раджаи. Переизбран на второй срок в 1985 году.

4 июня 1989 года, на следующий день после смерти основателя Исламской Республики Иран великого аятоллы Хомейни избран Советом экспертов на пост Высшего руководителя Ирана.

Исламская революция и президенство

Али Хаменеи был одним из ключевых деятелей Исламской революции и близким соратником Хомейни.

Хомейни назначил Хаменеи имамом (руководителем) пятничной молитвы в Тегеране после отставки Великого Аятоллы Монтазери. В течение небольшого времени Хаменеи занимал пост заместителя министра обороны в правительстве Абольхасана Банисадра и руководителя Стражей Исламской Революции. Хаменеи неоднократно посещал фронты ирано-иракской войны в качестве представителя парламентского комитета по обороне. В июне 1981 года Хаменеи избежал покушения, но получил серьёзную травму правой руки, когда бомба, спрятанная внутри телекамеры, взорвалась во время его пресс-конференции.

Через два месяца после покушения на Хаменеи в результате террористической атаки погиб президент Ирана Мохаммад Али Раджаи. На внеочередных октябрьских президентских выборах Хаменеи получил 95 % голосов и стал первым представителем духовенства на посту президента. Изначально основатель Исламской республики Аятолла Хомейни предполагал, что президентом Ирана может быть только человек со светским образованием (какими были юристы Банисадр и Раджаи), но ввиду чрезвычайной популярности Хаменеи и его склонности к военному делу он пересмотрел свои взгляды.

Сразу после избрания Хаменеи президентом в Иране начались репрессии против контрреволюционных сил, ставшие ответом на партизанскую и террористическую деятельность, особенно активную в западных провинциях. Хаменеи призвал устранить «отклонения от курса, либерализм и про-американизм». Тысячи членов анти-исламской оппозиции были казнены революционными судами. Государственный террор продолжался до 1982 года, когда правительство наконец упразднило революционные суды.

Хаменеи возглавлял Иран в течение практически всей ирано-иракской войны. При нём Корпус стражей Исламской революции эволюционировал из народного ополчения в элитную гвардию, за что Хаменеи заработал глубокое уважение военных. В 1985 году переизбран на второй срок, получив 85,7 % голосов.

Высший руководитель

Избрание

Али Хаменеи сменил Рухолла Мусави Хомейни на высшем государственном посту. После кончины 3 июня 1989 года лидера Исламской революции, на следующий день Совет экспертов избрал Хаменеи на пост Высшего руководителя. Изначально Аятолла Али Мешкини, Аятолла Абдул-Карим Мусави и Аятолла Мохаммад Реза Гольпайгани предложили Совету экспертов сменить единоличный пост Высшего руководителя на Высший Совет, проголосовав сразу за троих. После того, как Совет экспертов отказал им, Аятолла Гольпайгани выставил свою кандидатуру самостоятельно, но проиграл Али Хаменеи, который получил две трети голосов.

Принцип главенства исламского шиитского духовенства в государственном управлении, который лежит в основе иранского государственного устройства, называется Велаят-е Факих (перс. ????? ?????, дословно — «опека законоведа»). В данных условиях ни одно решение не вступает в силу, не будучи одобренным Высшим руководителем (Вали-е Факих). Даже демократически избранный кандидат на тот или иной пост требует утверждения Высшим руководителем.

Хаменеи значительно расширил влияние Высшего руководителя, передав ему (то есть себе) некоторые президентские полномочия, связанные с контролем работы Парламента, президентской администрации, совета министров, судебной системы, Корпуса Стражей Исламской Революции, средств массовой информации, вооружённых сил, разведки, полиции, а также различных негосударственных организаций, фондов, советов и бизнес-сообществ.

На момент смерти Хомейни Али Хаменеи не имел даже титула Аятоллы, тогда как Конституция Ирана требовала, чтобы на посту Высшего руководителя был марджа («тот, кому следует подражать», интерпретатор ислама). Аятолла Хомейни не был доволен кругом потенциальных кандидатов в свои преемники, поэтому за три месяца до кончины он назначил комиссию по пересмотру конституции таким образом, чтобы Высшим руководителем мог стать «любой эксперт в исламском праве и обладающий приемлемыми управленческими умениями». К 4 июня поправка к Конституции ещё не была одобрена на референдуме (всенародный плебисцит состоялся 28 июля), поэтому, избрав Хаменеи, Совет экспертов формально назначил его временным руководителем до вступления в силу поправок. В то же время всего за одну ночь Али Хаменеи «поднялся» в исламской иерархии с Ходжатоль-Эслама до Аятоллы.

Хаменеи получил титул марджи лишь в 1994 году. После кончины Мохаммада Али Эраки, носившего этот титул, Сообщество руководителей духовных семинарий Кума объявило марджей Али Хаменеи. При этом некоторые аятоллы выступили против, в их числе было 4 Великих Аятоллы, среди которых — Мохаммад Ширази. Хотя для того, чтобы получить этот титул достаточно согласия лишь нескольких аятолл, Хаменеи отказался быть марджей для иранцев, приняв титул марджи для шиитов за пределами Ирана.

Внутренняя политика

Али Хаменеи традиционно считается лидером консервативного движения Ирана. В то же время Аятолла Хаменеи оказывает большую поддержку научному прогрессу. Он был среди первых представителей исламского духовенства, одобривших исследования в области стволовых клеток и терапевтического клонирования. Аятолла Хаменеи уделяет большое внимание развитию атомной энергетики. По его словам «запасы нефти и газа небезграничны».

Хаменеи выступает за ускорение темпов приватизации экономики. В 2004 году была пересмотрена статья 44 Конституции Ирана, согласно которой объекты инфраструктуры должны находиться лишь в государственной собственности.

Внешняя политика

США

Критика США является неотъемлемой частью любых публичных выступлений Аятоллы Хаменеи. Он критикует американское руководство за империалистическую политику на Ближнем Востоке, за поддержку Израиля, агрессию против Ирака.

Палестина

Аятолла Хаменеи рассматривает Израиль как незаконный оккупационный режим. Таким образом, он поддерживает нежелание палестинцев признавать государство Израиль. По словам Хаменеи, «если кто-либо в исламском мире совершит эту ошибку и официально признает этот угнетательский режим, помимо того, что он навлечет на себя позор и презрение, тот совершит также тщетную акцию. Потому что этот режим долго не протянет».

Путь решения палестинского вопроса заключается, по мнению Хаменеи «в проведении референдума среди палестинского народа, всех тех, кто был изгнан из Палестины, которые скитаются в Ливане, Иордании, Кувейте, Египте и других арабских государствах. Они должны вернуться на родину, в свои дома. А также те, которые были в Палестине до 1948 года, как мусульмане, так и христиане и иудеи. Среди них следует провести референдум. Они должны будут в ходе всеобщего референдума избрать господствующий над Палестиной порядок.»

Слухи о смерти

Дважды появлялись слухи о смерти Хаменеи — 5 января 2009 года и 15 октября 2009 года, которые каждый раз оказывались недостоверными.

Личная жизнь

Али Хаменеи женат и имеет четырёх сыновей (Моджтаба, Мустафа, Масуд, Масьям) и трёх дочерей (Бошра, Хода). По словам зятя Хаменеи, бывшего спикера Меджлиса, Голям-Али Хаддад-Аделя он ведет «аскетичный образ жизни».

Хаменеи свободно владеет персидским и арабским языками. Перевел несколько книг с арабского. Немного говорит по-азербайджански и по-английски. Увлекается персидской поэзией. В юности увлекался футболом, сегодня в свободное время предпочитает пешие горные прогулки.

Библиография

Книги и исследовательская деятельность

  1. «Общий план исламского мышления в Коране»;
  2. «О глубине намаза»;
  3. «К вопросу о терпении»;
  4. «Четыре главные книги о науке о деятелях»;
  5. «Велаят»;
  6. Доклад на тему «Историческая справка и нынешнее положение научной духовной семинарии Мешхеда»;
  7. «Биография шиитских Имамов» (не напечатано);
  8. «Пишвае Садек» ;
  9. «Единство и партийность»;
  10. «Искусство с точки зрения аятоллы Хаменеи»;
  11. «Правильное понимание религии»;
  12. «Фактор борьбы в жизни Имамов»;
  13. «Дух единобожия; отрицание поклонения кому-либо помимо Бога»;
  14. «Необходимость возвращения к Корану»;
  15. «Жизненный путь Имама Саджада»;
  16. «Имам Реза и заместительство халифа»;
  17. «Культурное нашествие»;
  18. «Хадис-е велаят» (сборник выступлений и посланий его светлости; до сих пор в свет вышло 9 томов) и другие книги и исследовательские работы.

Переводы

  1. «Мир Имама Хусана», автор Рази Але Ясин;
  2. «Будущее в пределах Ислама», автор сейед Котб;
  3. «Мусульмане в освободительном движении Индии», автор Абдольманам Намри Насри;
  4. «Заявление против цивилизации Запада», автор сейед
Поделиться: