Популярные
На фото Амитабх Баччан

Амитабх Баччан

индийский киноактер и продюсер
Дата рождения:
1942-10-11
Биография

11 октября 1942 года в индийском городе Аллахабаде родился мальчик, которого сначала хотели назвать Инкалабом в честь революции, а потом дали более традиционное имя – Амитабх. Буквальное значение этого имени – «неизмеримый свет», и Амитабх Баччан действительно стал светочем индийского кинематографа.

Его родители были идеальной парой. Хариванш Рай Баччан, специалист по английской литературе, профессор университета и поэт, известен еще и виртуозными переводами европейской классики на язык хинди. Его жена, Тейджи Сури, дочь знаменитого адвоката, в юности играла на сцене, а позже стала общественным деятелем и работала с Индирой Ганди, премьер-министром Индии. Любопытно, что Хариванш и Тейджа, полюбившие друг друга буквально с первого взгляда, происходили из разных каст, а потому  традиционную свадьбу им сыграть не довелось – брак был заключен в городском муниципалитете и считался гражданским. Своим детям они передали по наследству и ум, и таланты, и красоту, а росли их мальчики в очень творческой атмосфере. Однако родители Амитабха обладали властными, сильными характерами, а потому Амит и его младший брат Аджитабх воспитывались в строгости: слово отца всегда было в семье законом.

Актерские наклонности маленький Амит начал проявлять еще до школы. Первой ролью будущей кинозвезды стал цыпленок в детсадовском спектакле, а дома мальчик увлеченно озвучивал спектакли импровизированного театра кукол. Столь же самозабвенно он участвовал и в школьных постановках, явно предпочитая это занятие учебе. Правда, и учился Амит хорошо, но, как ни странно, тяготел не к гуманитарным, а к точным дисциплинам, и родители довольно долго думали, что их первенец будет инженером.

Начальную школу Амитабх окончил в родном Аллахабаде, и его отправили продолжать образование в Найнитальский Sherwood College, очень престижное учебное заведение. В середине пятидесятых Хариванш Баччан получил пост в Министерстве иностранных дел, и семья переехала в Дели. Здесь Амитабха приняли в Kirorimal College, который славился своей театральной студией «Игроки». Учеба в этом колледже стоила весьма дорого, но зато Амитабх получил образование искусствоведа, а между делом успел окончить экспресс-курс актерского мастерства при Институте Кино. Надо сказать, что об актерской карьере он тогда не мечтал – она казалась ему совершенно несбыточной.

В 1962 году, получив диплом колледжа, Амитабх Баччан устроился менеджером в англо-индийскую промышленную корпорацию «Black Bird» в Калькутте. Это была вполне престижная и хорошо оплачиваемая работа, но молодому Амиту она казалась нудной и тоскливой. Он даже попытался попасть на конкурс молодых дарований, проводившийся кинокомпанией «United Producers». Победитель конкурса награждался ролью в фильме, но Амитабх, отправивший свои данные на суд конкурсного жюри, не прошел даже в список участников. Друзья отца, в большинстве – поэты, настойчиво убеждали юношу продолжить дело отца, занявшись литературой. А вот мать решила помочь сыну исполнить мечту и сумела устроить ему кинопробы у Мохана Сегала, известного режиссера. Результат вышел отрицательный, но после съемочного дня Амитабха пригласили на актерский банкет. Закулисная жизнь кинематографа потрясла его цинизмом и полным отсутствием духовности. В сомнениях юноша обратился за советом к отцу, но Хариванш Баччан привел в пример знаменитого актера Балраджа Сахни, успешно сохранившего нравственный облик, и сказал, что это зависит лишь от самого человека, а не от его профессии.

К этому времени Амитабх уже понял, что интересует его только кино, и уволился из корпорации. Некоторое время он работал диктором на местной радиостанции, и его бархатный баритон очень привлекал слушателей, но раскрыть таланты на этом поприще, разумеется, было невозможно. Однажды бывшие однокурсники Амита предложили ему войти в состав бригады охотников, поставлявших диких зверей местному цирку. Это предприятие сулило отличный заработок и много адреналина – очень заманчиво для молодого человека, не нашедшего своего призвания. Но Амитабху до слез было жалко зверей, и поэтому он отказался.

Удача выпала Амитабху благодаря младшему брату. Аджитабх, искренне желавший помочь, самостоятельно заполнил едва не сотню анкет, снабдил их фотографиями и разослал по киностудиям. Первооткрывателем будущей звезды стал Ходжи Ахмад Аббас, режиссер, знакомый Советскому Союзу по совместной картине «Хождение за три моря». Он искал новые лица для исторического фильма «Семь индийцев» и обратил внимание на необычную внешность Баччана. К счастью для будущих поклонников актера, Аббас дружил с его отцом, и это укрепило его решение дать Амитабху возможность показать себя. Пробы оказались удачными, и Баччан получил роль мусульманского поэта.

В 1969 году драма «Семь индийцев» вышла на экраны. Особого шума в прокате она не произвела, но режиссеры и продюсеры оценили игру нового актера. Однако актерского таланта, пусть и явно большого, оказалось недостаточно. Внешние данные, привлекшие Аббаса, вызывали у других режиссеров изрядные сомнения. Под стандарты красоты Амитабх не подходил: слишком высокий рост, слишком необычный голос – все это было непривычно зрителям, и контрактов Баччану не предлагали.

Но Амитабх, подтвердивший свой талант для себя самого, не собирался уходить из кинематографа. Он перебрался в Бомбей, снова бросив работу, и некоторое время ночевал на улице – пока не сумел снять в пригороде крошечную квартирку. Продолжить карьеру ему помог все тот же режиссер Аббас, вместе с Амитабхом заглянувший в гости к маститому режиссеру Хришикешу Мукхерджи. История повторилась: Мукхерджи искал актера на роль в фильме «Ананд» и вычеркивал одного за другим «глянцево-шоколадных» красавцев. Амитабх был тоже красивым парнем, но далеко не типичной внешности.

Доктор Баскар удался Амитабху с первого же дубля, а сам фильм, повествующий о сентиментальной, но очень жизненной истории, пришелся по сердцу и зрителям, и критикам. В 1971 году Амитабх Баччан стал лауреатом премии «Filmfare» за лучшую второплановую роль, и с тех пор недостатка в работе у него не было. Правда, главных ролей он так и не получал, но все же снимался довольно много. К сожалению, окупались не все фильмы с его участием, а лента «Связанные руки» вообще с треском провалилась в прокате. Вины Амитабха в провале, скорее всего, не было – разве что не стоило в очередной раз соглашаться на амплуа традиционного романтического влюбленного. Но актер переживалл это фиаско очень тяжело и начал подумывать об уходе из кинематографа.

Его карьеру изменил фильм «Затянувшаяся расплата» – заодно сломав благодаря Баччану  сам типаж главного героя в индийском кинематографе. Режиссер этого фильма, Пракаш Мехра, был тогда дебютантом, но сценарий ему предоставили двое очень известных авторов – Джавед Актар и Салим Кхан, создатели незабываемой «Зиты и Гиты». Однако съемки откладывались – кумиры Болливуда отказывались играть невыигрышного, по их мнению, героя, который не танцует, не поет и мрачен из-за детской психологической травмы. Амитабха Баччана рекомендовал на эту роль Пран, актер, игравший в «Затянувшейся расплате» перевоспитавшегося уголовника и влюбившийся в сценарий. По словам режиссера, он утвердил Амитабха, посмотрев один из его фильмов: актер, умеющий выражать эмоции одним взглядом, просто не мог сыграть плохо.

Но утверждением актеров проблемы не завершились. Над молодым режиссером неустанно издевались коллеги, высмеивающие Баччана и сценарий, потом Пракаш Мехра получил отказ в финансировании и основал в отчаянии собственную кинокомпанию, вложив в нее все, что имел. «Затянувшаяся расплата» вышла в мае 1973 года, и в первую неделю принесла всей съемочной группе нервное истощение: фильм с интересом смотрели в Калькутте, зато в Бомбее билеты на него практически не покупали. Но волнения оказались напрасными. На второй неделе проката публика в кинотеатры буквально ломилась, а спекулянты продавали билеты по двадцатикратной цене. Пракаш Мехра по сию пору утверждает, что больше ни на один свой фильм он таких очередей не видел.

Главным успехом «Затянувшейся расплаты» стал ее герой. Неудивительно – ведь Амитабх вложил в эту роль все грани своего таланта, не востребованные режиссерами в предыдущих работах, и подарил индийскому кино абсолютно новый образ героя. Его Виджай, офицер полиции, был настоящим победителем, героем в буквальном смысле слова, человеком, способным любить только один раз, но зато навсегда. Походка леопарда, белый костюм, завораживающий стальной взгляд и страстные речи о несправедливом устройстве общества – американские и европейские зрители сочли бы его новым Аленом Делоном или Клинтом Иствудом, но индийцы видели такое впервые. После пресных, одномерных и положительных персонажей этот образ был обречен на успех.

К началу победного шествия по экранам «Затянувшейся расплаты» Амитабх Баччан одержал и вторую победу, ставшую в его жизни ничуть не менее важной. Его партнершей по фильму была Джая Бхадури, уже состоявшаяся актриса, которая играла обычно целомудренных, гордых и печальных девушек. Здесь же она воплотила образ живой и энергичной красавицы, и в «Расплате» ее дуэт с Баччаном был ярким примером притяжения противоположностей. Амитабх и Джая были знакомы с 1971 года, а на совместных съемках у них начался серьезный роман, продолжившийся в июне 1973 года свадьбой и не завершенный до сих пор. В марте следующего года у звездной пары родилась девочка Швета,  а еще через два года – мальчик Абхишек, тоже ставший успешным киноактером.

Семидесятые годы называют в индийском кинематографе «десятилетием Баччана», а зрительская любовь к этому актеру близилась к психозу и даже перешла границы Индии. Достаточно упомянуть хотя бы культовый    фильм «Месть и закон» – абсолютный хит индийского кино на все времена, снятый Рамешем Сиппи по мотивам американской «Великолепной семерки» и приправленный чисто индийским колоритом. Этот индийский боевик появился в 1975 году и только в Бомбее демонстрировался непрерывно больше пяти лет подряд. Кассовые сборы фильма оказались баснословными – 160 миллионов долларов! Амитабх снова играл здесь в паре с женой, но не менее звездной была и вторая пара – Дхармендра и Хема Малини.

После этого легендарного  фильма Джая Бхадури стала все реже появляться на экране, а после наполовину автобиографической картины «Любовная связь» (1981 год) покинула большой экран и начала работать в Комитете детского кино и на телевидении. Кроме того, она писала сценарии и один из них создала для мужа. Роль ночного таинственного мстителя в фильме 1988 года «Шахеншах» многие критики считают одной из лучших ролей Амитабха Баччана.

В 1982 году на съемочной площадке картины «Носильщик» Амитабх, исполняя акробатический сложный трюк, получил серьезную травму и перенес две очень тяжелые операции. Актер был на волосок от смерти, и вся Индия погрузилась в траур. Больницу, в которой находился Баччан, осаждали толпы людей, радио и телевидение ежедневно давали сведения о самочувствии кумира. Амитабх выздоровел и закончил съемки злополучного фильма, а режиссер сохранил для его фанатов мемориальный стоп-кадр, на котором запечатлен тот самый прыжок, едва не стоивший актеру жизни.

 Разумеется, Баччану платили бешеные гонорары, поглощавшие изрядную часть бюджета фильмов, но взамен он ввел на съемочных площадках совершенно иные принципы работы. Долгое время индийская киноиндустрия зависела от капризов ведущих актеров, и именно Баччан положил конец такому положению дел. Этот король индийского кино не позволял ни себе, ни другим никаких поблажек и прихотей, никогда не опаздывал, никогда не прекращал съемки из-за плохого настроения, всегда делал то, что требовалось, и требовал от коллег той же дисциплины и профессионализма. Играя благородного рыцаря, всегда готового помочь слабому и обиженному, Амитабх был таким и в жизни.

Его невероятное обаяние привлекало к себе не только женщин – Баччана называли «лучом надежды», заставляющим верить, что люди лучше, чем они кажутся. В 1984 году Амитабх стал депутатом парламента от своего родного города Аллахабада, выиграв выборы едва ли не большинством голосом. Но после трех лет, проведенных в политике, он заявил, что «неприспособлен» к ней и вернулся в кинематограф.

В жизни Баччана было множество взлетов и падений, и о нем самом вполне можно снять многосерийный фильм. Не миновали актера ни провальные полосы, ни скандалы желтой прессы, ни крупные скандалы в политике, а создание в девяностые годы кинокомпании ABCL едва не привело его к банкротству. Спасал его не только талант, но и удивительная работоспособность, и, конечно, семья, которая для Амитабха – главное. Одно из его прозвищ – «человек-индустрия», а на вопросы журналистов, каким образом ему удается всюду успевать, он шутит, что спит только в моменты интервью.

В 2000 году индийская Ассоциация Кинематографистов объявила Амитабха Баччана «звездой тысячелетия» – по результатам опроса он опередил на родине даже голливудских актеров. В 2007 году французы наградили его своей самой высшей гражданской наградой «Орден Почетного Легиона» – за заслуги перед мировым кинематографом, а в знаменитом лондонском музее восковых фигур хранится статуя Баччана. Кстати, Амитабх дважды  побывал в России, где его популярности тоже можно позавидовать.

Славы Амитабха Баччана пока что не удалось достичь никому из молодых индийских актеров – и это поистине заслуженная высота. Недаром Санджай Бхансали, один из лучших режиссеров в новом поколении индийского кино, работавший с Баччаном над фильмом «Последняя надежда», сказал, что каждая роль Амитабха – словно симфония Моцарта.

Последний фильм с Амитабхом Баччаном – американский боевик «Шантарам» по знаменитому роману Грегори Робертса, где индийский кумир снимается вместе с Джонни Деппом.

На вопросы о своих планах Амитабх отвечает просто: он будет играть до тех пор, пока сможет, а когда ему перестанут давать большие роли, будет играть в маленьких и согласится даже на массовки, ведь кино – это его жизнь, а сам Баччан давно превратился в живую легенду кинематографа.

Поделиться: