Популярные

Анна Константиновна Поливанова

российский лингвист
Биография

Биография

Внучка философа Г. Г. Шпета, сестра физика М. К. Поливанова, двоюродная сестра балерины Е. С. Максимовой, тетя российского филолога К. М. Поливанова.

В 1962 г. поступила в Московский государственный университет на Отделение структурной и прикладной лингвистики (ОСиПЛ) филологического факультета.

С 1965 по 1982 г. ежегодно принимала активное участие в работе Задачной комиссии лингвистических олимпиад для школьников, под руководством проф. А. Д. Вентцеля стала профессиональным специалистом по составлению, редактированию и проверке лингвистических задач.

В 1967 г. защитила диплом о морфонологии русского словообразования и окончила университет. В том же году поступила в аспирантуру МГУ, где под руководством проф. А. А. Зализняка продолжила занятия русской словообразовательной морфонологией, и одновременно начала преподавать студентам ОСиПЛ курс лекций «Математические методы в лингвистике» (см. Математическая лингвистика). Окончила аспирантуру в 1970 г. В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию «Морфонология русского субстантивного основообразования», где был обоснован оригинальный порождающий подход к описанию правильных морфологических структур русского языка.

С 1969 по 1975 гг. под руководством И. А. Мельчука приняла активное участие в создании системы англо-русского автоматического перевода на основе идей теории лингвистических моделей «Смысл <=> Текст», в написании словарных статей для Толково-комбинаторного словаря русского языка, а также в проверке, редактировании и унификации статей других авторов этого Словаря. Опыт этой работы существенно повлиял на содержание спецкурсов для студентов ОСиПЛ.

После окончания аспирантуры А. К. Поливанова начинает уделять много времени подготовке молодых учёных. С конца 1960-хх г. до 1982 г. по приглашению руководителя ОСиПЛ проф. В. А. Звегинцева она ежегодно преподавала многочисленные курсы студентам ОСиПЛ. С 1970 г. по 1990-е годы преподаёт старославянский язык на ОСиПЛ/ОТиПЛ МГУ, а с 1991 г. по 2000 — также на ФТиПЛ РГГУ, а после 2000 г. — в Институте лингвистики РГГУ. С 1970 до 1982 г. она преподала студентам учебные курсы по разным дисциплинам — не только по лингвистике («Основы структурной лингвистики. Морфология», «Современный русский язык. Морфология»), но и по математике («Введение в математику»). С 1974 г. она ведёт также занятия по курсу «Основы структурной лингвистики. Фонетика и фонология», практикумы по исторической грамматике русского языка, а также спецкурсы по разнообразным темам, включая лексикографию, структурную типологию славянских языков и многое другое.

С 1982 г. по настоящее время, в связи с реорганизацией филологического факультета (и произошедшим тогда закрытием ОСиПЛ), А. К. Поливанова реализует своё преподавательское искусство преимущественно вне стен МГУ — в средней школе, уделяя много внимания теории и практике преподавания русского языка и математики в средней школе. Одновременно ею предпринимается попытка теоретического осмысления процесса составления и решения школьных задач с точки зрения современной эпистемологии и эротетической (вопросно-ответной) логики.

Научная деятельность

Сфера научных занятий А. К. Поливановой весьма широка. Уже начиная с середины 1970-х годов она выходит далеко за пределы русской морфонологии: это и уточнение понятия «чистовидовых приставок», и конкретные лексикографические описания русских приставочных глаголов, и семантика русских грамматических категорий (число существительного, вид глагола), и смысловая связность текста, и старославянская морфонология, и обобщённая постановка вопросов о методах семантического описания, о сущности грамматических единиц и правил, об определении предмета и базисных задач фонологии и морфонологии, морфологии и синтаксиса, и малоизученные вопросы, находящиеся на грани лингвистики и логики (такие, как роль категории истинности-ложности в лингвистическом познании). Однако в работах Анны Константиновны можно выделить и некоторый «инвариантный» лейтмотив — стремление к выяснению границ математизации в лингвистике, настойчивая постановка вопроса о степени точности, достижимой в лингвистическом описании. (Видимо, в пристальном внимании к данной проблематике сказалось то влияние, которое оказали на Анну Константиновну ещё в конце 1960-х и в начале 1970-х гг. такие учёные, как А. Д. Вентцель, А. А. Зализняк, И. А. Мельчук).

С 1987 г. А. К. Поливанова по приглашению проф. А. Е. Кибрика вновь принимает участие в возрождении традиций ОСиПЛ в рамках деятельности воссозданного Отделения (в последние годы возрождённого под именем ОТиПЛ — Отделения теоретической и прикладной лингвистики).

В 1991 г. по приглашению декана новосозданного факультета теоретической и прикладной лингвистики (ФТиПЛ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) проф. А. Н. Барулина и заведующего новосозданной кафедрой славянских языков проф. В. А. Дыбо Анна Константиновна становится доцентом этой кафедры. По поручению В. А. Дыбо Анна Константиновна составляет учебные программы и берёт на себя преподавание фундаментальных славистических и русистских дисциплин — «Старославянский язык», «Введение в сравнительно-историческую грамматику славянских языков (Часть 1. Сегментная грамматика. Часть 2. Акцентная грамматика)», «Повторительный курс русской грамматики». Эта деятельность продлилась вплоть до реорганизации (закрытии) ФТиПЛ в 2000 г. и создания на его месте Института лингвистики РГГУ.

В настоящее время Анна Константиновна продолжает свою педагогическую деятельность в качестве преподавателя старославянского языка — в Институте лингвистики РГГУ, созданном в 2000 г. Одновременно с этим она руководит экспериментальным учебным процессом преподавания русского языка, математики и других наук школьникам разного возраста.

Библиографический перечень научных трудов приведён ниже. Следует обратить внимание, что влияние Анны Константиновны на современную лингвистику далеко не сводится к письменному каналу коммуникации. Значительную (и даже скорее всего преобладающую) роль здесь сыграло устное общение Анны Константиновны со своими учениками — сначала школьниками, потом студентами, потом аспирантами, потом научными работниками или преподавателями. Десятки профессиональных учёных обязаны ей многим (В. И. Беликов, Г. Е. Крейдлин, М. Е. Алексеев, О. А. Казакевич, А. Д. Шмелёв, А. Ю. Айхенвальд, А. В. Дыбо, М. А. Кронгауз, С. А. Крылов, Е. В. Рахилина, В. А. Плунгян, Ф. И. Рожанский, А. А. Кибрик, Л. И. Куликов, М. В. Филипенко, А. С. Касьян и мн. др.).

Основным тематическим стержнем, вокруг которого объединяются работы А. К. Поливановой, можно считать проблему точных методов в лингвистике: каковы направления возможной формализации лингвистического описания; какая степень строгости достижима в нашей науке, нужна ли вообще формализация в лингвистике, а если нужна, то зачем; на каких путях можно и нужно добиваться большей точности лингвистических утверждений.

Работы

  • А. К. Поливанова. Общее и русское языкознание. Избранные работы. М., РГГУ, 2008.


Поделиться: