Популярные
На фото Архиепископ Ювеналий

Архиепископ Ювеналий

епископ Русской православной церкви, архиепископ Литовский и Виленский
Дата рождения:
1826-10-21
Биография

Биография

Происходил из дворянского рода Половцевых. С молодости в совершенстве владел французским, немецким и английским языками, после принятия монашества, прекрасно изучил греческий, латинский и сирийский языки. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию, находился на военной службе. С юности мечтал о монашестве. В 1847 тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления уйти в монастырь, что и сделал.

С 15 марта 1847 — послушник Козельской Введенской Оптиной пустыни Калужской епархии.

29 апреля 1855 пострижен в монашество.

С 11 июля 1857 — иеромонах.

22 октября 1857 вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 10 октября 1861 — игумен, настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии.

С 8 мая 1862— настоятель Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии.

С 15 августа 1862 — архимандрит.

С 21 декабря 1867 — наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

26 июня 1871 был уволен по болезни на покой в Оптину пустынь.

С 21 мая 1884 — наместник Киево-Печерской лавры.

С 25 октября 1892 — епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии.

С 3 сентября 1893 — епископ Курский и Белгородский.

С 7 марта 1898 — архиепископ Литовский и Виленский.

В 1899 стал почётным членом Казанской духовной академии.

Был похоронен в Свято-Духовом монастыре Вильнюса.

Характеристика деятельности

Являлся духовным сыном и учеником оптинского старца Макария (Иванова), был связан тесными узами с оптинским игуменом Исаакием (Антимоновым), биограф настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея (Путилова) — все эти старцы были в 2000 году причислены к лику святых Русской православной церкви. В Оптиной пустыни занимался подготовкой к печати произведений аскетической литературы, переводом с новогреческого языка на русский книги преподобного Дамаскина.

При наречении в епископы архимандрит Ювеналий произнёс речь, в которой говорил о значении монашества и его влиянии на религиозно-нравственную жизнь народа. Был единственным архиереем — учеником Оптинских старцев. Во время его пребывания на Литовской кафедре в Вильно был построен трёхпрестольный Знаменский храм (освящён в 1903), также выстроены семь новых, отремонтированы девять и испрошены пособия на строительство тринадцати новых храмов, что способствовало развитию православия в Литве. Несмотря на преклонный возраст, сам старался возглавлять все воскресные и праздничные богослужения. Не любил помпезности (посещал храмы в сопровождении только одного иерея и диакона), но при этом уделял много внимания торжественности богослужений, считая, что это положительно воспринимается верующими. В 1900 году из Литовской епархии была выделена Гродненская, что в три раза сократило численность паствы архиепископа Ювеналия.

Митрополит Мануил (Лемешевский), составитель биографий русских архиереев, дал ему следующую характеристику:

Труды

  • Жизнь и творения св. Петра Дамаскина.
  • Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. М., 1868.
  • Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов-подвижников. // Исторический вестник, 1904, май.
  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1892, № 44, с. 1522-1524.
  • Для духовного руководства ученым инокам. (Письмо иеродиакону о. студенту К.Д. Акад.). "Русск. Инок" 1911, март, вып. 5, с. 12-13.
  • Сила Божия и немощь человеческая.

Библиография

  • Василий Новинский, протоиерей. Очерк истории православия в Литве. Вильнюс, 2005.
  • Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1
Поделиться: