Трактат Аристида, состоящий из пролога, трёх книг и эпилога, непохож на обычный учебник гармоники. Необычность его в причудливом соединении, с одной стороны, обычного для этого жанра специфически научного обзора категорий музыки (очевидна преемственность с учёной традицией Аристоксена), с другой стороны, её расширенного философско-этического (не без влияния «Диалогов» Платона) обсуждения.
В первой книге наряду с общеизвестными сведениями об интервалах и родах мелоса Аристид даёт собственную классификацию музыки и развивает учение о 15 ладах (tropoi; наряду с пятью базовыми в это число входят их гипер- и гиповарианты) и ладовых метаболах. Нотация тропов (ладов) аналогична той, что известна нам по таблицам Алипия. Учение о ритмике и метрике обнаруживает параллели с Аристоксеном, но также с Гефестионом и Дионисием Галикарнасским. Ценность представляют также (редкие для античности) элементы учения о мелодии и связи её со стихом (известно как Мелопея).
Вторая книга Аристида исследует вопросы музыкального воспитания, главным образом в аспекте воздействия музыки на душу человека. Основные источники музыкальной этики Аристида — Платон, Аристотель и Плутарх. В третьей книге вводится пифагорейская музыкальная арифметика (в том числе кратко излагается деление монохорда), которую Аристид вписывает в контекст неоплатонической онтологии.
Трактат Аристида не был известен в средневековой Европе (только в той мере, в какой учёные музыканты пересказывали главы из Марциана). Некоторый интерес к нему возник в эпоху Возрождения (впервые в трактатах Гафури и Салинаса) и барокко (Мерсенн, Кирхер). После фундаментальной публикации Мейбома (1652, с латинским переводом и комментарием) Аристид занял почётное место в пантеоне древних исследователей музыки.