Популярные
На фото Арманда Бежар

Арманда Бежар

французская актриса, младшая представительница театральной фамилии Бежаров
Дата смерти:
1700-11-30
Биография

Биография

Родилась в 1642 году (по другим данным, в 1645). Происхождение Арманды до сих пор в точности не установлено. В документе о завещании 1643 г. среди детей королевского смотрителя лесов и водоёмов из Лангедока Жозефа Бежара (1585—1641) и его супруги Марии Эрве-Бежар (1593—1670) упоминается «некрещенная девочка» (фр. „une petite non baptis?e“), однако существует предположение, что в действительности Арманда родилась от внебрачной связи Мольера и старшей дочери Жозефа Бежара, актрисы Мадлены Бежар (1618—1672) в 1645 г. во время их странствий по провинции с труппой Дюфрена. Для Мадлены это был бы уже не первый ребёнок, — 3 июля 1638 г. от внебрачной связи с шевалье де Моден она родила девочку, названную Франсуазой. Акта о рождении Арманды Бежар найдено не было.

В 1653 г. в Лионе Арманда под именем мадмуазель Мену? дебютирует в труппе Мольера-Дюфрена, где играет роли детей в трагедиях Расина. Летом 1662 г. она впервые выступает в комедиях Мольера в больших ролях Леоноры в «Школе мужей» и Орфизы в пьесе «Докучные». Её сценическое обаяние производило на публику большой эффект. Согласно свидетельствам современников, она имела заурядную фигуру, но в целом, была привлекательна, несмотря на очень маленькие глаза, большой и невыразительный рот; даже в незначительных ситуациях она держалась с грацией, несмотря на то, что почти всегда противостояла моде. У неё был чрезвычайно приятный голос, и она с большим вкусом пела по-французски и по-итальянски. Это описание сходно с портретом Люсиль, героини комедии «Мещанин во дворянстве», которую играла Арманда:

Прижизненного портрета Арманды Бежар не сохранилось.

20 февраля 1662 г. в Париже она венчается с Мольером, что вызывает волну сплетен, скандальных публикаций и оскорбительных обвинений в преступной женитьбе Мольера на собственной дочери. Защитником Мольера и Арманды Бежар выступил король Людовик XIV, ставший крестным отцом их первого ребёнка. История также приписывает Арманде многочисленные любовные измены: «…[Арманда], мало способная оценить гений и искреннее чувство мужа, изменяла ему с самыми недостойными соперниками, увлекалась салонными болтунами, обладавшими единственным преимуществом — благородством происхождения…». При этом называются имена герцога Лозена, графа де Гиша, богатого мещанина Дюбуле? и даже юного актёра мольеровской труппы Мишеля Баро?на.

После смерти Мольера Арманда Бежар вместе с актёром Лагранжем заботится о сохранении его сочинений (в частности, по её инициативе возвращается на сцену трагикомедия «Дон Жуан»), продолжает выступать в театре: в Отель Генего? (фр. H?tel Gu?n?gaud, театр, купленный 27 мая 1673 г., куда переехала бывшая труппа Мольера после его смерти и передачи зала в Пале-Рояль для нужд Люлли) и в Комеди-Франсез (с 1680 г.), играя первые роли в комедиях и вторые в трагедиях. 31 мая 1677 г. она вторым браком выходит замуж за актёра Театра на болотах (Маре) Исаака Франсуа Герена д’Этрише? (1636—1728), что вызвало неодобрение некоторых почитателей Мольера, сочинивших эпиграмму:

В первом браке у неё было трое детей, Луи (крестник Короля, родился 19 января 1664 г. и умер 10 ноября), Эспри-Мадлен (3 августа 1665 — 23 мая 1723) и Пьер Жан Батист Арман (родился 15 сентября 1672 г. и умер 10 октября), и один во втором, Николя Арман Марциал (родился в 1678 и умер младенцем).

Арманда Бежар умерла 30 ноября 1700 г., согласно записи в метрической книге парижского прихода Сен-Сюльпис, в возрасте пятидесяти пяти лет.

Творчество

В труппе Мольера Арманда Бежар под именем госпожи Мольер играла написанные для неё роли:

  • 1663 — «Критика школы жён», Элиза
  • 1663 — «Версальский экспромт», Г-жа Мольер, осторожная насмешница
  • 1664 — «Принцесса Элидская», Принцесса Элидская
  • 1664 — «Тартюф», Эльмира
  • 1665 — «Дон Жуан», Шарлота
  • 1665 — «Любовь-целительница», Люсинда (?)
  • 1666 — «Мизантроп», Селимена
  • 1666 — «Лекарь поневоле», Люсинда
  • 1666 — «Мелисерта», Дафна или Эроксена
  • 1667 — «Сицилиец», Заида
  • 1668 — «Амфитрион», Ночь
  • 1668 — «Жорж Данден», Анжелика
  • 1668 — «Скупой», Марианна
  • 1669 — «Господин де Пурсоньяк», Люсетта
  • 1670 — «Блистательные любовники», Эрифила
  • 1670 — «Мещанин во дворянстве», Люсиль
  • 1671 — «Психея», Психея
  • 1672 — «Учёные женщины», Генриэтта
  • 1673 — «Мнимый больной», Анжелика

Кроме того, Арманда играла роль Клеофилы в трагедии Жана Расина «Александр», Наяды в комедии Мольера «Докучные», и роли Флавии и Береники в трагедиях Пьера Корнеля «Аттила» и «Тит и Береника».

Она руководила бывшей труппой Мольера после смерти его в 1673 г. и до слияния с труппой Бургундского отеля в 1680 г.

Свою театральную карьеру Арманда Бежар закончила 14 октября 1694 г., заслужив пенсию в 1000 ливров.

Интересные факты

  • История Мольера и Арманды легла в основу нескольких театральных пьес, среди которых выделяются «Мольер» Карло Гольдони (впервые поставлена в Турине в августе 1751 г.) и «Кабала святош» Михаила Булгакова (16 февраля 1936, МХТ)
  • Они же появляются на сцене ещё в одной театральной пьесе, но на сей раз написанной самим Мольером. В комедии «Версальский экспромт» он описывает репетицию в своем театре, и там, между делом, присутствует следующий диалог:
Поделиться: