Популярные
На фото Августин Блаженный

Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
Дата рождения:
0354-11-13
Дата смерти:
0430-08-28
Биография

Место рождения Августина Блаженного – африканский городок Тагаст в провинции Нумидия (сегодня это алжирский город Сук-Ахрас). Именно там 13 ноября 354 года появился на свет мальчик, названный Аврелием Августином. Отец его, римский гражданин и мелкий землевладелец, принадлежал к среднему слою населения Нумидии и не выделялся ничем особенным среди своих сограждан. Он был язычником и считал, что жизнь должна полниться земными удовольствиями и плотскими радостями. Однако воспитать в том же духе сына ему не удалось – его жена, христианка Моника, имела на сына гораздо большее влияние.

Моника слыла женщиной благородной и умной, но этим ее достоинства не исчерпывались – мать Августина Блаженного отличалась редкостным благочестием и прилагала все усилия, чтобы приобщить к христианской вере сына и мужа. Муж окрестился лишь перед своей смертью, да и то в угоду жене, а вот в отношении сына старания Моники даром не пропали.

Родители Августина хотели, чтобы их мальчик получил отличное образование. Начальную школу он окончил в родном городе, потом учился в Мадавре, расположенной неподалеку, а в 370 году отец настоял на продолжении учебы в риторской школе Карфагена. Мать безоговорочно согласилась – хотя обучение в Карфагене стоило очень дорого, явно не по средствам семье. Но без образования карьера Августину не светила, а потому ради его учебы родители ограничили себя во всем.

Отцовские гены сказались в Августине очень сильно, а в детстве и юности несомненно были сильнее материнских. С раннего возраста мальчик недолюбливал материнскую веру, обожал игры и зрелища, а к театру испытывал настоящую страсть, которая  нашла богатую пищу в Карфагене. В школе он всем наукам предпочитал поэзию, хотя и остальные предметы давались ему легко – он стал лучшим в риторской школе и впоследствии сам писал, что мечтал блистать и был ужасно спесив и горд собой. Любопытно, что блестящая успеваемость совсем не помешала Августину в шестнадцать лет «отдаться зову плоти». Платоническая любовь его не устраивала, хотя и развратником юноша не стал: в первый же год учебы он влюбился в женщину, связь с которой продолжалась около тринадцати лет. В 373 году она родила Августину сына – будущему святому было тогда всего девятнадцать лет.

В том же году в учебной программе школы значился «Гортензий» – диалог Цицерона, содержащий страстный призыв любить духовную жизнь и мудрость. Прочитав это сочинение, Августин проникся не столько красотой слога, сколько глубиной содержания. За мудростью юноша обратился к Библии, но только укрепился в своей детской неприязни. Библейские истории показались ему нелепыми по содержанию и примитивными по языку, им было очень далеко до красноречия великого Цицерона! Но зато Августина привлекло манихейство – сравнительно молодое тогда учение о борьбе добра и зла, света и тьмы. Манихейство собрало в себе иудаизм, зороастризм, буддизм и христианский гностицизм, а строжайшая воздержанность от «радостей жизни» требовалась лишь от определенной части его приверженцев.

Сторонником манихейства Августин был девять лет – весь период своей жизни в Карфагене. Он самостоятельно изучил многие тома соответствующих трудов, весьма сложные и запутанные. Но занимался он не только манихейством и его распространением. В двадцать лет Августин так же самостоятельно прочитал аристотелевские «Категории», считавшиеся совершенно заумным трактатом, и не только понял их, но и попытался совместить с познанием Бога.

В двадцать один год он начал преподавать. В Карфагене он обучал студентов риторике, в Тагасте вел курс грамматики и на практике осваивал психологию педагогики. Эта практика впоследствии легла в основу его теории христианского красноречия. В те же годы он начал собственную литературную деятельность. Первым стало в 380 году сочинение «О прекрасном и соответствующем» – трактат, написанный в традициях античности и, к сожалению, утерянный самим автором. Надо сказать, что любовь к прекрасному сопровождала Августина всю жизнь, хотя он никогда больше не писал об этом.

К тридцати годам Августин уже был человеком, сведущим в немалом количестве наук, а особенно в философии. Именно философия и отвратила его, в конце концов, от манихейства. Фантастичные идеи манихеев для образованного человека выглядели попросту баснями – особенно в отношении астрономии. Философы, в отличие от манихеев, основывались не на баснях, а на исследовании мира. Большим разочарованием стало для Августина и знакомство с епископом Фавстом, кумиром манихеев. Этот красноречивый проповедник совершенно ничего не смыслил ни в философии, ни в прочих науках, да еще и с огромным рвением начал учиться всему этому у Августина, почитавшего епископа своим духовным учителем.

Потеряв таким образом кумира, Августин начал искать новые духовные горизонты. В 384 году он по ходатайству своих друзей из числа манихеев получил место учителя красноречия в Миланской риторской школе. Приехав в Милан, Августин посетил епископа Амвросия, знаменитого в Европе тем, что он толковал события Ветхого Завета в духовном, а не в буквальном смысле. Для Августина такой подход к Библии стал откровением. В это же время он увлекся неоплатонизмом, который, по его мнению, стоял очень близко к христианству – достаточно было изменить лишь некоторые слова и мысли.

Его тяга к христианству становилась все сильнее, и в 385 году Августин оставил преподавание и с несколькими друзьями и родственниками удалился в Кассициак, на виллу под Миланом – готовиться к крещению, которое принял в апреле 387 года.

Принятие христианства стало для Августина уходом от мирской суеты к духовной жизни и истинной философии. На вилле в Кассициаке он написал первые трактаты, а за последующие сорок лет из-под его пера вышла почти сотня философских трудов, а также огромное количество проповедей и писем, большинство которых сохранились.

В 388 году Августин вернулся в Африку, распродал имущество и организовал в Тагасте общину, похожую на монастырь. Проживало в общине всего шесть человек, и вместе с ними Августин три года вел исключительно духовную жизнь. Его имя стало известным среди местных католиков, и в 391 году Валерий, епископ Гиппона, посвятил его в священники. Пять лет спустя епископ скончался, и Августин стал его преемником. На этом посту он сделал очень многое для укрепления католичества.

В 410 году, когда варвары завоевали Рим, вспыхнула очередная волна возмущений против христианства. Это стало толчком для написания Августином огромного трактата «О граде Божьем», в котором этот великий апологет христианства цитировал не только Библию, но и античных философов.

Умер Августин Блаженный  28 августа 430 года в осажденном Гиппоне. Его останки перенесли в Сардинию, а позже захоронили в итальянском городе Павии. Лишь в 1842 году с согласия римского папы мощи Августина вернулись в Алжир, где и лежат около памятника, воздвигнутого святому на развалинах города Гиппона.

Поделиться: