Популярные
На фото Авраам Ицхак Кук

Авраам Ицхак Кук

Дата рождения:
1865-09-17
Биография

Занимал должности раввина Яффы (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля (1921—1935).

Биография

Ранние годы

Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо Залман, выпускник Воложинской иешивы происходил из семьи митнагдим, мать Злата Перла из семьи любавических хасидов. Отец долгое время не занимал никакой должности, а семья существовали на доходы от торговли спиртными напитками, которой занималась мать. После того как была введена монополия на торговлю водкой, семья потеряла источники дохода, и отец стал работать преподавателем в иешиве. В семье было четыре сына и три дочери. По свидетельству самого Авраама Ицхака, родители спорили, воспитывать ли детей, как хасидов или их противников-«митнагдим», в итоге имело место оба влияния.

Ещё в детстве юный Авраам Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам (Теилим). В 13 лет переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 вернулся в Гриву, учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска (Даугавпилса). 1883 в Сморгони у раввина Хаима Авраама Шапиро. В 1884—1888 продолжил по рекомендации будущего тестя учёбу в иешиве Воложин, центральной иешиве литовского еврейства у раввина Нафтали Цви Иехуды Берлина, стороннника религиозного сионизма, последний и дал Аврааму Ицхаку звание раввина (смиха). В иешиве преподавал также Йосеф Дов Соловейчик (Бейт Алеви), бывший убеждённым противником всех форм сионизма. Там рав Кук вплотную столкнулся с идеями Хаскалы и светского сионизма. Рав Кук отличался любовью к языку иврит и уже там писал на нём стихи. Кроме того он написал успешный биографический очерк о главе иешивы Воложина Н.Ц.Й.Берлине.

В 1885 в возрасте двадцати одного года женился на девятнадцатилетней Бат-Шеве Алте, дочери раввина Элияу Давида Рабиновича-Теомим, раввина Паневежиса, называемого также акронимом АДЕРЕТ (1843—1905). Адерет оказал сильное влияние на рава Кука, и они всю жизнь были духовно близки. Свадьба состоялась по месту жительства невесты, и молодые остались жить в её семье и при поддержке последней. В Пеневежисе рав Кук учился со своим тестем и учился от него, как управлять общиной. Там же рав Кук учился каббале у рава Моше Ицхака Рабина. Поскольку рав Кук уже имел успешный опыт журналистики, он задумал издавать торанический журнал «ивр. ????? ??????? (Украшение писцов)», который должен был бы способствовать сплочению религиозных сионистов, не-сионистов, хасидов и не-хасидов. Удалось выпустить два номера. .

В Жеймели семью постигло горе: умерла Альта-Батшева, жена рава Кука, оставив его с полуторогодовалой дочерью на руках. Семья Адерета, которая незадолго до этого потеряли другую дочь, пригласили к себе зятя, Кук прожил в Поневежисе два месяца и вернулся в Жеймели, а дочь оставил у Адерета. Последний предложил раву Куку снова жениться, теперь на Рейзе-Ривке, дочери покойного брата-близнеца Адерета Цви-Иеуды Рабиновича. Рав Кук отложил новый брак и сосредоточился на Торе и обязанностях раввина. В 1891 году рав Кук издал в Варшаве первое большое сочинение по галахе (еврейскому религиозному закону), это была книга о выполнении заповеди Тфилин (филактерии) под названием «Хаваш пе'ер» («Покрывающий голову красой»). Сам рав Кук имел для тщательного выполнения этой заповеди три пары Тфилин в подарок от тестя: по РаШИ, по Рабейну Там и ещё одну пару малого размера, чтобы носить постоянно. После этой книги, Кук взялся за сочинение «Эйн Ая» («Око Авраама Яакова») — комментарий к Аггадот (талмудическом преданиям).

После года вдовства Кук согласился на предложение бывшего тестя жениться на Рейзе-Ривке, кузине покойной жены. В 1889 году у новой пары родился единственный сын Цви Иехуда, названный в честь рано умершего деда по матери. В 1895 году у Кука родился замысел издать журнал «Шалом ле'ам» («Мир народу»), замысел не воплотился, одна статья для журнала появилась в печати уже после смерти рава Кука.

Кук завязал прочные дружеские связи с раввином соседнего города Бауска Мордехаем Элиасбергом, видным участником сионистского движения «Ховевей Цион». После смерти Элиасберга в 1889 году рав Кук выступил с траурной речью в Бауска. Молодой раввин понравился общине, и там поговаривали пригласить к ним в общину. Это состоялось, однако, только позднее, в 1895 году. В период прибывания в Бауска рав Кук снова стал отцом — родилась дочь Батья-Мирьям. В Бауска Кук приблизился к «Бней Цион» («Сыны Сиона») — отделению сионистской организации, и даже организовывал общество «сионистов, живущие по Торе», что увенчалось возникновением «Тиферет бахурим» («Краса юношей»). В рамках этой организации изучались произведения основателя ортодоксального модернизма раввина Шимшона Рафаэля Гирша, так рав Кук ознакомился с движением Гаскала. В тот же период Кук впервые написал статью с изложением своих сионистских взглядов, хотя идущую не так далеко, как более поздние произведения.

Палестина

В 1900-1901 годах В 1904 АДЕРЕТ (бывший тесть Кука Рабинович-Теомим) стал раввином Иерусалима. Год спустя он прислал самому Куку приглашения занять должность раввина Яфо и Нового Ишува (еврейского населения Страны Израиля).

В 1914 год застал Кука в Европе в поездке на съезд Агудат Исраэль, из-за начала войны российский подданный Кук не мог вернуться обратно в Страну Израиля под власть враждебной Турции. рав Кук был назначен раввином в Лондоне. В этот период начались разногласия рава Кука с движением Агудат Исраэль. В то же время он полемизировал и с деятелями движения Мизра?хи. На основе своих идей попытался создать движение Дегель Иерушалаим, но движение не получило распространение. Последователи раввина Кука в конечном итоге примкнули к движению Мизра?хи, став в нём наиболее влиятельным течением.

В 1919 году вернулся в подмандатную Палестину. Был приглашен на должность раввина Иерусалима (1919). В 1920 на съезде раввинов подмандатной Палестины избран первым ашкеназским главным раввином. Как результат, раввин Йосеф Хаим Зоненфельд, придерживавшийся отрицательного отношения к сионизму, отказался признавать авторитет главного раввината и в том же году создал и сам возглавил Эда Харедит — отдельную религиозную общину, с отдельной системой школ и кашрута. Во время своей жизни в Иерусалиме Кук создал иешиву Мерказ аРав, которая стала основным учебным заведением, готовящим раввинов и общественных деятелей национально-религиозного направления.

Умер он в 1935 году. В последний путь его провожали десятки тысяч, среди которых были все крупные раввины и общественные деятели.


Семья

Раввин был женат дважды: первый раз на Бат-Шеве Альте, рано умершей дочери раввина Элияу Давида Рабиновича-Теомим, второй раз на его племяннице Рейзе-Ривке, дочери Цви-Иеуды Рабиновича, брата близнеца Элияу Давида. От первого брака родилась в 1888 году дочь Фрида-Хана, вышедшая замуж за своего дядю Исраэля Рабиновича. От второй жены у раввина было трое детей: сын Цви Иехуда (1189-1982), (занимавший после смерти отца должность главы иешивы Мерказ аРав), дочь Эстер-Яэль, погибшая в результате несчастного случая в возрасте 12 лет, и дочь Батья-Мирьям (жена раввина Элиягу Раанана).


Учение р. Кука

Каббала как основа учения

Фундаментом учения А. И. Кука является Каббала, которая, фактически, составляет основу религиозного сионизма. Последователи школы р. Кука на сегодняшний день является самой большой религиозной группой в Израиле.

Каббала, в представлении р. Кука, является «Диалогом Бога с еврейским народом». Он рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть даёт «социологическую проекцию Каббалы»). Вместе с тем, р. Кук рассматривает людей не как «исходно пустые сосуды, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Согласно этому подходу, лишь реализуя творческий потенциал своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

Концепция раввина Кука об уровнях диалога с Богом

Раввин Кук объясняет, что в вопросе понимания жизни как Диалога с Богом в иудаизме имеется не одна (обычный уровень монотеизма), а две центральные идеи. Первая — это изложенная выше идея индивидуального диалога человека с Богом; а вторая идея — это общенациональный диалог человека с Богом, то есть то же самое, но на уровне не только индивидуума, но и народа. Иными словами, народ как единое целое во всех своих поколениях тоже является Личностью, народ имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать, — и его решения и действия — это то слово, которое народ хочет сказать Богу, а то, что происходит с народом, есть слово Бога, обращенное к нему. И если в индивидуальном случае Диалог развивается в рамках индивидуальной биографии, то в общенациональном плане Диалог разворачивается в течение многих столетий национальной истории.

И поскольку Диалог с Богом это прежде всего не наши слова и не наши молитвы, но наши действия, — то, для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Богом, народу требуется возможность действовать как единое целое, а для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства, без него диалог не может быть полноценным. (Точно так же, как если душа человека не имеет телесной оболочки, то есть «душа находится в загробной жизни», то она не может вести с Богом полноценный диалог, так как не может принимать решения и действовать).

В применении к еврейскому народу из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Богом. Главное религиозное значение Государства Израиль не в том, что в Израиле соблюдается Шабат и кашрут, при всей их важности, — а в том, что само создание Государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое, и этим оживляется общенациональный диалог с Богом. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность; и это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать «общенациональный уровень монотеизма» для того, чтобы дальше передавать его человечеству.

Раввин Кук объясняет, что соотношения идей индивидуального и общенационального диалога с Богом изменялось в ходе четырёхтысячелетней истории еврейского народа. В начале, в эпоху праотцов и дарования Торы, были заложены обе эти идеи, и во времена Танаха (до V века до н. э.) эти оба вида диалога проявляются и развиваются. Однако все человечество в целом не могло воспринять сразу оба эти уровня Диалога, оно ещё не было готово к этому. Поэтому во времена Второго Храма осознание индивидуального диалога сохраняется в еврейской культуре, а чувство общенационального диалога с Богом постепенно разрушается, так что к концу эпохи Второго Храма оно почти совершенно исчезает (вследствие чего и распадается еврейское государство). Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое несет человечеству идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, и оно начинает распространять еврейские идеи по человечеству. Далее к этой работе подключается ислам, который несет идеи монотеизма другой части человечества. Еврейский же народ, уйдя в изгнание и рассеяние, почти полностью теряет уровень общенационального диалога с Богом и концентрируется на исправлении себя на индивидуальном уровне.

Потеря общенационального уровня Диалога является также и причиной, по которой в эпоху диаспоры, с III по XIX вв., более полутора тысячелетий, еврейский народ не мог внести такой вклад в мировую цивилизацию, который был бы сравним с нашим вкладом в цивилизацию во времена нашей жизни в Стране Израиля с XIV века до н. э. по II век н. э., выразившимся в создании Библии, заложившей духовные основы Западной культуры.

В наше время, по мнению раввина Кука, эти процессы подошли к своему завершению, то есть человечество постепенно переварило идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, это стало понятным для человечества в целом, а евреи за это время исправили себя на индивидуальном уровне. Пришла пора, по его словам, начать передавать человечеству вторую порцию Божественного света. Для того, чтобы это стало возможным, возник сионизм, который строит государство Израиль, и еврейский народ снова попадает в ситуацию общенационального диалога с Богом. И хотя сионизм этого совершенно не планировал, и несмотря на то, что еврейский народ, по крайней мере на сознательном уровне, зачастую этого не хочет — народ вынужден (то есть наличие Государства Израиль и то, что с ним происходит, заставляет его) начать вести и постепенно осознавать этот диалог с Богом, чтобы затем передать его человечеству. В этом будет проявляться дальнейшая реализация еврейской миссии (или, что то же самое, еврейской избранности), — которая, как нам формулирует её пророк Исайя, состоит в том, чтобы быть «светочем для народов мира», продвигать человечество.

Кроме общенационального уровня диалога с Богом раввин Кук дает нам представление также и о Диалоге Бога с человечеством как единым целым, но этот «общечеловеческий диалог с Богом», не отменяет, а дополняет общенациональный диалог каждого народа, и может быть построен только на его основе.

Концепция «Продолжающегося откровения»

Если Бог ведет диалог с народом как с единым целым, и тем более со всем человечеством (а не только отдельные диалоги с каждым индивидуумом), то это один общий диалог на всем протяжении истории народа, длящийся во всех его поколениях. И если это действительно живой диалог, то в этом диалоге Бог должен продолжать говорить нечто новое для всего народа, что раньше не было открыто людям. (Если Бог не говорит ничего нового, то на самом деле диалога нет, а есть только имитация диалога со стороны Бога — в чём верующий, его, конечно не подозревает). В индивидуальном диалоге открывается новое для индивидуума, в общенациональном — новое для всего мира. Иными словами, из идеи общенационального диалога естественным образом следует концепция Продолжающегося Откровения, идущего в самом ходе исторического процесса. Для этого Откровения совсем не обязательны чудеса или пророки; Бог говорит с евреями в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации, через то, что происходит с народом и с человечеством.

Но если рассматривать ход истории, развитие культуры и цивилизации как Продолжающееся Божественное Откровение — это означает, что у евреев есть не один источник Откровения (как обычно считается в религии), а два. Первый источник откровения — это исходное раскрытие Божественности, происходящее при возникновении религии — при праотцах, и Даровании Торы на горе Синай; и содержание этого Откровения передается нам через традицию. Но кроме этого «исходного Откровения» есть ещё и «текущее» Продолжающееся откровение. Бог не устранился из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и человечеством; и это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства. Таким образом, это развитие не только не только имеет духовную ценность, но и более того — содержит в себе Откровение; и поэтому евреи должны постоянно стараться понять, что именно Бог в ходе истории хочет сказать им.

При этом, разумеется, нельзя отбросить ничего из Исходного Откровения — ведь оно представляет собой слово Бога, а Божественное Слово не отменяемо. Но и нельзя отвернуться также и от Продолжающегося Откровения, раздающегося в ходе истории — ведь религиозные люди не хотят пренебречь тем, что Бог хочет им сказать. Поэтому они должны полностью сохранить все аспекты религии (= ортодоксальность), и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире (= модернизм), и стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся Откровением (= ортодоксальный модернизм).

Суметь интегрировать эти два вида откровения так, чтобы не потерять ни того, ни другого — это необычайно сложная и творческая задача, ввиду которой творческий импульс (а творчество, наверное, есть самый Божественный аспект человека как «образа и подобия Бога», и неслучайно первое описание Бога, которое дает нам Тора в самом начале книги Бытия, это «Бог как Творец») — инсталлируется в самую сердцевину религиозного мироощущения.

Ортодоксальная модернизация и программа развития иудаизма

Раввин Кук не только декларирует необходимость ортодоксальной модернизации, но он также даёт схему этой модернизации и разрабатывает её механизм. Этот процесс развития иудаизма путем «извлечения искр Божественного света из современных нерелигиозных идеологий». Более того: раввин Кук даже дал свою программу развития иудаизма на ближайший исторический период, порядка пары столетий. Подобная вещь — разработка программы развития религии — является совершенно уникальной.

Поделиться: