Популярные
На фото Авраам Самуилович Фиркович

Авраам Самуилович Фиркович

караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, караимский священнослужитель
Биография

Варианты имени:

  • Аврахам бен рабби Шмуэль Фиркович
  • Avraham ben Shmuel
  • ????? ?? ?????
  • Эвен Решеф или Ибн-Решеф (псевдоним-акроним) .

Научная деятельность

Первый печатный труд его «Маса у'мерива», на древнееврейском языке — «????? ??????????», «Испытания и споры» — посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830—1831 гг., посетив Палестину и Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе.

Когда в 1839 г. в Одессе было основано общество истории и древностей, Фиркович получил командировку для собирания караимских древностей от главы Караимского Духовного правления Симы Бабовича, получившего запрос генерал-губернатора Новороссийского края, графа Воронцова, с вопросами о происхождении караимов. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, а также Палестине и Египту, Фирковичу удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательная найденная, вероятно, в Крыму рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией арамейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники арабской и персидской письменности. Большая часть этих коллекций хранится в Российской национальной библиотеке.

Открытие А.Фирковичем и исследование древнейших памятников родового кладбища крымских караимов Эмек Йегошфат (крымско-татарское название Балта Тиймез) стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес и получило высокую оценку ещё при жизни учёного такими гебраистами XIX века, как Б.Штерн, С.Пинскер , Р.Рабинович..

Описание одной их части Фиркович напечатал под заглавием «Avne-Zikkaron» (на древнееврейском языке, Вильна, 1872). Коллекции Фирковича обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Хвольсон, Гаркави, Штрак, Куник и другие. В коллекциях Фирковича оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, включая памятники, относящиеся к крымским караимам, позднейшего происхождения.

Уже после смерти Фирковича гебраист Авраам Яковлевич Гаркави написал фундаментальный труд «Древнееврейские памятники из Крыма», в котором обвинил Фирковича в фальсификации (изменениях в датах и именах на некоторых рукописях и надгробьях), мотивируя это утилитарной целью, которую преследовал Фиркович: доказательством того, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям. Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870—1880-х годах довольно обширную литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках коллекции Фирковича не подлежит сомнению (см. список литературы ниже).

Интересно по этому поводу мнение В. В. Лебедева — который, исследуя рукописи «фонда Фирковича», пришел к выводу о том, что нет оснований немногочисленные имеющиеся там подделки приписывать Фирковичу; скорее, это дело рук предыдущих владельцев, рассчитывавших таким образом увеличить цену манускриптов. Что же касается крымчаков, то Фиркович утверждал, что они являются потомками караимов, принявшими раббанитский иудаизм. Ссылаясь на Григорьева, караимами он признал и жителей Хазарского каганата.

Оппоненты Фирковича оспаривают это заключение, ссылаясь на переписку Хисдая ибн Шапрута с хазарским царем, в соответствии с которой хазары приняли раббанитский иудаизм, да и караимского движения в период обращения каганата еще не существовало.

Поделиться: