Популярные
На фото Бато Дугаржапов

Бато Дугаржапов

московский живописец, монументалист, один из самых известнейших импрессионистов России
Дата рождения:
1966-01-29
Биография

Учился в московской средней художественной школе им. Томского. В 1983 году получил диплом конкурса на лучшую композицию среди художественных школ СССР.

1986—1992 Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Монументальное отделение. Его учителями были: Е.Максимов, С.Гавриляченко, К.Тутеволь

1992/94 — Участие в выставках русского искусства в аукционном зале ДРУО в Париже.

В 1999—2000 гг. участие в росписи храма Христа Спасителя в творческой группе под руководством Е. Н. Максимова (центральный и надалтарный купол)

В 2004 году в течение десяти месяцев храм Казанской иконы Божией Матери Казанского вокзала расписывали под руководством Бато. Награждение медалями преподобного Сергия Радонежского II степени и «патриаршей грамотой» от патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Член Московского союза художников. Живет и работает в Москве. Бато Дугаржапова включен в Забайкальскую энциклопедию как деятель культуры. Постоянный участник выставок «Арт-Манеж» и «Арт-салон в ЦДХ», а также выставок организуемых Московским Союзом Художников. Постоянно экспонируется в ряде галерей России, Франции, США, Англии

Выставки

1990 — Участие во Всесоюзной выставке произведений молодых художников (г. Москва)

1992/94 — Участие в выставках русского искусства в аукционном зале ДРУО в Париже.

1994 — Участие в выставке дипломных дипломных работ студентов художественных вузов (г. Москвы)

1995 — Участие в выставке «Образ и реальность» (Центральный Дом Художника, г. Москвы)

Участие в выставке «Карусель». Отель «Балчуг Кемпински» (г. Москва)

Персональная выставка в галереи «Кросна» (г. Москва)

Участие в международной ярмарке «Арт-Москва». Галерея «Коллекция» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

1996 — Персональная выставка (Центральный Дом Художника, г. Москва)

1997 — Персональная выставка (г. Чита)

Персональная выставка в галерее «Калипсо» (г. Чита)

Участие в региональной выставке (г. Хабаровск)

Персональная выставка (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Участие в выставке «Наброски времени». Отель «Балчуг Кемпински Москва» (г. Москва)

1998 — Персональная выставка в галерее «А и Т» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Персональная выставка (Центральный Дом Художника, г. Москва)

1999 — Участие в международном художественном салоне «ЦДХ-99». Галерея «Алмазово» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Персональная выставка (ЦДХ, г. Москва)

Участие в выставках «Мир цветов» в Италии (Милан, Пьяченцо, Кремона)

2000 — Участие в международном художественном салоне «ЦДХ-2000». Галерея «Алмазово» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Участие в выставке «Арт-салон» (Манеж, г. Москва)

Участие в тематической выставке культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)

Участие в выставке «Мир цвета» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Выставка в Amadeus Gallery (Лондон)

2002-03 — Участие в VII, VIII, IX международных ярмарках «Арт-Манеж». Галерея «Арт-Яр» (Манеж, г. Москва)

2002 — Персональная выставка в дизайн-студии «El-chentro nova» (г. Москва)

Участие в выставке «Пурга II» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Участие в выставках «Мир вещей». Отель «Балчуг Кемпински Москва» (г. Москва)

Участие в выставках «Время Luxury». Отель «Балчуг Кемпински Москва», отель «Метрополь» (г. Москва)

2003 — Персональная выставка в развлекательном центре «Арбат» (г. Москва)

Участие в выставке «Пурга III» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Участие в тематической выставке «Впечатление» (г. Москва)

Выставка в галерее «Арт-Яр» (г. Москва)

2004 — Персональная выставка в галерее «Арт-Яр» (г. Москва)

2005 — Постоянная экспозиция. Галерея «Арт-изба» (с Петрово-Дальнее)

Постоянная экспозиция. Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

Участие в выставке-аукционе «Вечная тема». Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

Выставка в галерее «Этюд» (г. Москва)

Участие в выставке «Париж-Москва, далее везде». Галерея «Арт-изба» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

2006 — Участие в весенней и осенней выставках «Московские монументалисты» (Центральный Дом Художника, МДХ, г. Москва)

Арт-Манеж. Галерея «Ханхалаев». (Манеж, г. Москва)

Персональная выставка в галерее «Petley fine art» (Лондон)

Участие в выставках галереи «СалонРус» (Лондон)

Участие в выставке «Впечатление». Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

2007 — Art Miami. Галерея «Ханхалаев» (Майми, США)

Участие в выставке «Город». Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

Участие в выставке «Песня лету», «Краски осени». Галерея «Арторг» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Персональная выставка в галерее «Арт-изба» (с. Петрово-Дальнее)

Московский международный салон изящных искусств 2007. Галерея «Ханхалаев» (Манеж, г. Москва)

2008 — Постоянная экспозиция. Галерея «Сав Арт» (г. Москва)

Постоянная экспозиция. Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

Персональная выставка (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Коллективная выставка «Вне времени». Галерея «Арт Яр», Башня «Федерация», ММДЦ «Москва-Сити» (г. Москва)

2009 — Персональная выставка в Государственном Институте Искусствознания. (г. Москва)

Персональная выставка в VIP отделении банка ВТБ 24 (г. Москва)

Постоянная экспозиция. Галерея «Арт-Яр» (г. Москва)

Участие в XXVII Российском антикварном салоне. Галерея «Арт-Яр» (Центральный Дом Художника, г. Москва)

Участие в выставке «Солнечный ветер». Галерея «Арт-Яр» (Центральный Дом Художника, г. Москва)


Статьи о творчестве

Живопись Бато Дугаржапова привлекает светлым мироощущением, манерой письма и колоритом. Это проявляется и в пейзажах, где он сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Его пейзажи погружены в особую светоносную среду, говорят о высокой живописной культуре художника, о его тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Легкая дымка рассветов, прелесть тихих вечеров, таинственность вечерних сумерек — это и есть Россия, нашедшая поэтическое отражение в полотнах художника. И если одни работы отличаются свежестью, музыкальностью ритма линий и цветовых пятен, то другие эмоциональностью, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных соотношений. С особой легкостью и изяществом он создает законченный художественный образ природы, цельный образ природы, увиденный и возникший в цвете, свете и всей ее жизненной трепетности: все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы и рефлексы. Краски, свободно раскиданные, ложатся друг на друга, спорят и вместе с тем образуют многоцветный ансамбль. В котором особое значение имеют переливы оттенков. Влюблённый в окружающий мир, художник стремится вызвать сопереживание у зрителей. Его работы являют собой задушевный, поэтический и даже волшебный мир. Люди у него неторопливы и задумчивы, пейзажи — созерцательны и тихи, а природные стихии — небо, земля, вода — создают единое гармоническое целое. Они несут особый эмоциональный заряд, привлекают цельностью виденья, любовью к изображаемому, сочетанием конкретного и романтического. Потому и стремится он в своих подчинить гармонии многокрасочную палитру мира, создавая жизнеутверждающие образы, прославляя жизнь и природу, её краски, её цвет и солнце. Научный сотрудник областного Художественного музея Л. C. Тонких


Живопись Бато Дугаржапова дарит ощущение света и радости. Активная живописная среда, формирующая образность его работ, вобрала в себя всё многоцветье палитры — яркость и звучность чистых тонов и гармоничное разнообразие тончайших цветовых оттенков. Незамутненность цвета, ясность мысли, живость и виртуозное владение кистью, лиризм делают работы Б. Дугаржапова не только красивыми, но порой сообщают им некоторую изысканность. Б. Дугаржапов окончил Институт им. В. И. Сурикова (Монументальная мастерская проф. Е. Н. Максимова) и, как художник-монументалист, работает по росписи храмов, принимал участие в росписи центрального купола Храма Христа Спасителя в Москве. Однако, в перерывах от основной работы, он всецело отдается живописи. Для него это радость свободного творчества, необходимый контакт с живой природой, освежение глаза и обогащение чувств. Поездки по стране и за рубеж, ежегодное посещение Крыма дают обильный материал, воспроизведенный в многочисленных этюдах с натуры и в работах, подсказанных памятью. Б. Дугаржапов считает работу с натуры очень важной для художника. Можно сочинить картину, но нельзя сочинить этюд. Здесь проявляется всё мастерство живописца, его умение остановить мгновение, передать неуловимое, непередаваемое — свет, воздух, движение, жизнь, — во всех бесконечных вариациях, что предоставляет природа. Благодаря легкости, спонтанности, с которой художник, в его этюдах сохраняется непосредственность и свежесть первого видения мотива, его красочность. Для Б. Дугаржапова характерна свободная манера письма, некоторая импрессионистичность. При всей зрительной конкретности изображаемого, пейзажи лишены тяжелой материальности, жесткой линейной перспективы, — это скорее поэтические новеллы, где документальная фиксация мотива отступает на второй план перед таинством и красотой живописи. Свет и цвет выступают главной движущей силой композиции, световоздушная среда определяет и колористические особенности — мягкость, теплоту тона и сложнейшие цветовые модуляции, редко встречающиеся тени легки и прозрачны. Живопись пронизана светом не только в пейзажах южного берега Крыма, где обилие солнечного света так естественно и всепроникающее, где море, поглощая солнечные лучи, отражает их своим сомнительным блеском и многочисленными бликами на гребнях волн, а скалы, окутанные теплым воздухом, смягчают свою суровость, и все живое ликует, но и в других работах, где может быть меньше солнца, но не меньше света, как главного определющего сущность эмоционального содержания. Характерны в этом отношении замечательные пейзажи : «Старая Чита», «Зимний вечер» и многие другие. Ряд крупномасштабных произведений Б. Дугаржапова: «Ива», «Облака», «Рассвет», «Радуга» — это глубоко поэтические композиции, где автор ставит и решает вопросы пластической организации пространства. Здесь он достигает наибольшей степени обобщения, здесь тончайшие световые нюансировки и гармония общей тональности. Свет пронизывает эти холсты и создает настроение. Интересна композиция «Ива». Кто не знает этого прекрасного дерева, застывшего в какой-то меланхолической задумчивости у реки или пруда и смиренно склоняющего над водой свои длинные тонкие ветви. Они опускаются до самой воды, словно ниспадает некий волшебный занавес, сквозь который проникает свет и, отражаясь в каждом листке, наполняет его жизнью и цветом. У Б. Дугаржапова мы не видим ивы как таковой и ветви скорее угадываются в общем цветовом потоке, но ощущаем это ниспадение занавеса, близость воды и рябь на ее поверхности, гармонию взаимного проникновения и отражения, гармонию цельности образа. Работа построена на мягком контрасте светлых теплых золотистых тонов и холодных голубовато-сиреневых, она очень красива, в ней вся поэтичность прообраза, усиленная отсутствием отвлекающих деталей. Цикл работ с интригующим названием «Календарь Малевича» представляет собой двенадцать холстов, согласно числу месяцев в году, где каждый холст задуман автором как цветовая характеристика определенного отрезка времени — месяца. Апелляция к Малевичу, на мой взгляд, в данном случае, несколько парадоксальна, так как с Малевичем может ассоциироваться только формат холста — квадрат. Но, если знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича означал и знаменовал собой, по мнению его автора, конец живописи, то двенадцать квадратов Б. Дугаржапова концептуально прямо противоположны ему, они утверждают живопись. Каждый холст имеет свою живописную фактуру и цвет, часто сложно составленный, но, как всегда у Б. Дугаржапова, ясный и чистый. Здесь представлена почти вся палитра художника, но черного цвета нет. Б. Дугаржапов — художник светлого мировосприятия, внимательный наблюдатель природы, со своей системой видения и ценностных ориентаций, умеющего предать быстро текущие, ускользающие мгновения жизни, что в совокупности создает полнокровный портрет живой природы.

Мария Фёдоровна Маркиева.


Вернисаж.

8 февраля 1997 Удивительно, но факт: картины Бато Дугаржапова есть в Англии, Нидерландах, США, Японии, Франции и даже на Кипре. Но вот в Чите его картины мы увидели вчера на открывшейся в художественном музее первой у нас персональной выставке. Экспозиция представлена из семидесяти полотен разных жанров. Описывать картины — дело напрасное. Приходите, смотрите. Не пожалеете! А подобный материал о Бато Дугаржапове, художнике из Дульдурги, газета опубликует в ближайшее время.


Библиография

1. Каталог Бато Дугаржапов, ООО «Производственно-сервисная фирма „САВ“», Москва 2007

2. АРТ Манеж 2003, ЦВЗ «Манеж», Москва. 2003.

3. АРТ Манеж 2002, ЦВЗ «Манеж», 2002

4. Искусство Росси 2005, СканРус, Москва 2005


Поделиться: