Популярные
На фото Борис Николаевич Головин

Борис Николаевич Головин

советский лингвист
Дата рождения:
1916-07-16
Дата смерти:
1984-01-01
Биография

Биография

Окончил Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Уйдя в начале Великой Отечественной войны добровольцем на фронт, прошёл всю войну, был ранен. После войны закончил аспирантуру у академика В. В. Виноградова, защитив в 1949 году кандидатскую диссертацию. В 1957 году переехал в Горький, где стал преподавать в Горьковском государственном университете им. Н. И. Лобачевского, а в 1961 году возглавил кафедру русского языка и общего языкознания, которой руководил до самой смерти. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

Научное наследие

Основатель горьковской школы в лингвистике. Создал направление, связанное с вероятностно-статистическим изучением стилей языка и стилей речи. Крупный специалист по общему и русскому языкознанию (словообразование, морфология, синтаксис), культуре речи (под его руководством была впервые создана учебная программа вузовского курса «Основы культуры речи»).

Научные воззрения

Лингвистические воззрения Б. Н. Головина опираются на лучшие традиции отечественной науки, идеи Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна да Куртене, А. А. Шахматова, Л. В. Щербы, А. М. Пешковского и, прежде всего, его учителя В. В. Виноградова.

В системе общетеоретических представлений Б. Н. Головина наиболее важными являются следующие:

  • Чёткое видение всех составляющих системы словесной коммуникации, их строгое терминирование
  • Понимание языка и речи как двух коммуникативных состояний «механизма общения»
  • Определение объекта лингвистики на основе чёткого разграничения языкового и неязыкового в системе словесной коммуникации
  • Разграничение языкового значения и неязыкового смысла и признание нелингвистичности текста как следствие этого разграничения
  • Понимание языка как функционирующей системы, то есть включение понятия системности в понятие функциональности и наоборот
  • Понимание знаковости как важнейшего функционального свойства языковых единиц всех уровней
  • Понимание языка как «системы систем» не только в плане его организации (уровней языка), но и в плане его функционирования (формы существования языка, функциональные стили и др.).

Труды

Около 150 публикаций.

  • Головин Б. Н. Язык и статистика. — М.: Просвещение, 1971. — 189,[3]
  • Головин Б. Н. Лингвистические термины и лингвистические идеи // Вопросы языкознания. 1976, № 3.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для студентов филологических спец. педвузов. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1983. — 231 с 5-е изд., стер. 2005. — 231 стр. — ISBN 5-354-01090-X
  • Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.
Поделиться: