Академик М. H. Тихомиров сопоставил имя Божа с племенным названием бужан, живших по Западному Бугу и имевших известный во времена Киевского государства город Бужск или Бозк. Г. В. Вернадский увязывал с известием Иордана свидетельство арабского автора X века Масуди о вожде народа valinana (другим названием волынян по летописи является бужане), повелевавшем некогда славянами, по имени Маджак, считая, что это искаженное имя Божа.
Е. Ч. Скржинская предположила, что слово «Бож» является искажённым славянским титулом «вождь» или «вож», хотя и подчёркивала, что славянский лидер мог иметь имя Вождь. О. Н. Трубачёв также считает, что Boz Иордана отражает раннеславянское *vo?ь «вождь».
Н. Г. Головин в 1846, а за ним Е. М. Огоновский впервые связали имя Божа с «временем Бусовым», упомянутым в «Слове о полку Игореве» («Се бо готскія красныя д?вы … поютъ время Бусово, лел?ютъ месть Шароканю»). Этого же мнения придерживались А. А. Шахматов, Д. С. Лихачёв, Б. А. Рыбаков и др. известные историки. Против этой точки зрения выступил в 1927 году А. А. Васильев, отметивший что естественнее было бы отнести имя Буса к какому-либо половецкому хану, а не жившему в IV веке анту. О. Б. Творогов также назвал гипотезу Головина-Огоновского сомнительной и искусственной.
В «Слове» также упоминаются «бусовы вороны», кричащие у города Плесньска (Плеснеск), что часто упускается исследователями из виду. «Бусовы (босуви) врани» переводится обычно как «серые вороны». Город Плесенск находился на Волыни, в верховьях Западного Буга. Именно со словом «серый» и стоит связать происхождение имени Буса. В словаре В. И. Даля слово «бусый» означает «серый», «дымчатый», «темно-голубо-серый», «буро-дымчатый».
Трактовка упоминания Буса в «Слове» в связи с рассказом Иордана может быть следующей. Князь Святослав видит во сне приближающуюся беду или смерть. Среди прочих символов на это указывают и «бусовы вороны», перекликаясь со «временем Бусовым». Во сне «бусовы вороны», прокрича у Плесенска, летят к синему морю. Несколькими строками ниже в тексте у синего моря о времени Буса поют готские девы. Бож был разбит готами, двигавшимися с востока, в Причерноморье или в низовьях Днепра, именно там помещает антов Иордан. Следовательно, полет воронов указывает о направлении похода Буса и, возможно, на причину поражения из-за разногласий среди антов. Волыняне и соседние с ними племена, как следует из записанных легенд, редко находились в согласии с полянами и их соседями. «Время Бусово» — это время после гибели князя, когда анты оказались в бедственном положении и попали под власть гуннов («хинови» в тексте «Слова»). Синонимом «времени Бусову» некоторые исследователи называют «седьмой век Трояна», который указывает на IV век от Р. Х. Также во сне Святослава говорится о «дебри Кисани», которая появляется у городской стены Киева. Этот символ можно связать с лесом, в котором князь Кий по легенде, основал языческий храм и город Киев. С именем Кия легенды связывают возвышение полян и укрепление союза между племенами, а также борьбу за независимость от степняков. Деятельность Кия приходится на период с конца V века по VII век, когда анты вновь становятся могущественным союзом. Таким образом, Святослав видит во сне период между смертью Буса и основанием Киева, когда антский союз практически не существовал.
Говоря о положении Божа (Буса), историки склонны видеть в нем союзного вождя, «светлого князя», «князя князей», власть которого была наследственной, но ограничивалась «вельможами», представителями племенной знати.