Популярные
На фото Цельс

Цельс

римский философ-платоник второй половине II века
Биография

Цельс

Мы практически ничего не можем сказать о философе Цельсе как исторической личности. Само его имя известно только по книге Оригена «Против Цельса» («Contra Celsum») в которой он подвергает критике выпады Цельса с точки зрения глубоко верующего христианина.

Если быть совсем точным, Ориген упоминает двух философов, носивших имя «Цельс», один из которых жил при Нероне, второй — при Адриане.

По-видимому, книга «Правдивое слово» принадлежит второму из упомянутых, и это предположение помогает отождествить его с Цельсом, которому Лукиан посвящает свою сатиру «О кончине Перегрина».

С достаточной уверенностью можно говорить, что это был образованный римлянин или грек, философ и мыслитель, виртуозно владевший пером, так что по словам того же Оригена, под влиянием Цельса некоторые из христиан отреклись от своей веры.

Ориген считал его эпикурейцем — скрывающим свои истинные взгляды под маской приверженности платонизму. Современные исследователи склоняются к тому, что Цельс был скорее философом-платоником, «обвинения» его в эпикурействе представляют собой полемический выпад со стороны Оригена, призванный дискредитировать автора «Правдивого слова» в глазах читателей-христиан. Несмотря на то, что в духе эпикуреизма возможно истолковать отдельные его высказывания (о вечности мира, об отрицании провидения, об отношении к чародейству) — во всём остальном Цельс проявляет себя как философ-платоник, другое дело, что сам платонизм достаточно изменился за прошедшие века, став в какой-то мере эклектической философией, впитавшей в себя достижения многих школ. Характерно также, что упомянув и процитировав в своём произведении Платона — 28 раз, Гераклита — 9, Пифагора — 7, Сократа — 3, Эпиктета — 2, Эмпедокла — 1, неназванных «стоиков» — 1, и при том ни разу не упоминает Эпикура.

Кроме философии автор «Правдивого слова» отлично был знаком с исторической и художественной литературой своего времени, (в частности, только благодаря ему до нас дошли фрагменты из Гераклита — I, 5; VII, 62; VI, 12; VI, 42; Эмпедокла — VIII, 53; Ферекида — VI, 42; комедии неизвестного автора — VI, 78).

Вероятно, он путешествовал в Египте, Сирии и Палестине, причём в Финикии, и Палестине (VII, 11), и в Египте (VI, 41) он разоблачал шарлатанов и магов. Этот последний аспект может служить дополнительным доказательством в пользу тождественности автора «Правдивого слова» и Цельса — друга Лукиана — их взгляды и интересы в достаточной мере совпадали. Он хорошо знал современные ему христианские писания, и книги Ветхого Завета, был настолько хорошо знаком с писаниями христиан-гностиков, что порой Ориген становится в тупик (V, 62; VI, 27).

Кроме «Правдивого слова» под тем же именем были известны несколько книг, критикующих магию и чародейство, но уже Ориген не был уверен, принадлежат ли они тому же автору или просто однофамильцу. Книги эти до нас не дошли.

Краткое содержание «Правдивого слова»

  • Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку
  • Христ. учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию
  • применение на практике христ. учения угрожает государству.

Примеры взглядов Цельса из «Правдивого слова»:

Цельс повторяет некоторые аргументы, адресованные евреями к христианам: Иисус был рожден вне брака и вырос на мудрости Египта. Его претензии на «божественное положение» опровергаются его нищетой и несчастным концом жизни. Христиане не имеют положения в Старом Завете и их разговоры о пришествии, якобы «открытом» только некоторым из их приверженцев, являются глупостью. При этом Цельс пишет, что евреи почти столь же смешны, как и враги, которых они атакуют; одни считают, что спаситель с небес уже пришёл, вторые всё ещё ждут его пришествия, хотя при этом у евреев есть преимущество древней нации с древними верованиями.

С презрением высказывается об экзорцистах, «которые явно сами были в одной лиге с демонами»; и чрезмерном количестве недисциплинированных бродяг, называющих себя пророками, что странствуют через лагеря и города, навязываясь к их обитателям.

Для Цельса было предпочтительнее поверить, что в каждом уголке мира существует свое собственное божество, а пророки и сверхъестественные вестники появлялись в разных местах вместо одного. Кроме того, что христианство является плохой философией и построено на фиктивной истории, оно также не заслуживает уважения — христианские учителя в основном ткачи и сапожники, не имеющие власти над людьми с образованием.

Цельс, в своем сочинении, упоминает некоего человека, которого называет отцом Иисуса по имени Пантера. Цельс пишет, что Иисус был внебрачным сыном римского солдата того времени, находившегося в Палестине.

Поделиться: