Популярные
На фото Чэнь Цзюнмин

Чэнь Цзюнмин

юрист, боевой командир, соратник Сунь Ятсенa, один из руководителей китайских анархистов
Биография

Биография

Отстаивая будущее Китая как федеративной республики, Чэнь Цзюнмин был приверженцем федеральных взглядов и противником централистской модели, насаждаемой сверху насильственно. В свою очередь, Сунь Ятсен опасался, что такого рода федералистское движение лишь играет на руку полуфеодальным правителям-милитаристам. Вследствие разногласий на этой почве в 1922 атаковал резиденцию Сунь Ятсена, вынудив его к побегу в Кантон.

После первой войны между Чжилийской и Фэнтяньской кликами в 1922 г., началось сильное движение за воссоединение северного и южного правительств путем принуждения соперничавших президентов Сунь Ятсена и Сюй Шичана покинуть свои посты и передать власть Ли Юаньчуну как президенту объединенной республики. Чэнь воспринял идею с энтузиазмом, но Сунь полагал, что новое правительство стало бы марионеткой Чжилийской клики.

Вскоре между Сунь Ятсеном и Чэнь Цзюнмином возникла размолвка по поводу продолжения Северной экспедиции. Сунь предполагал начать с оккупации Гуанси. Затем Чэнь должен был ворваться в Хунань. После того, как У Пэйфу из Чжилийской клики в Пекине признал его власть на юге, Чэнь предал Сунь Ятсена. Неожиданно подняв вооруженный бунт против Гоминьдана в 1922 г., Чэнь атаковал его резиденцию и канцелярию. Сунь Ятсен был вынужден бежать на корабль и отложить Северную экспедицию.

Вследствие этого он долгое время изображался в негативном свете как коммунистическими, так и тайваньскими историками. Первой попыткой пересмотреть эту позицию стала научная работа Уинстона Се. Исследователи анархизма в Китае отмечают у Чэнь Цзюньмина горячую приверженность этой идеологии.

Чэнь был среди основателей и патронов одной из анархистских террористических группировок времен революции 1910—1911, отличавшейся идеализмом и высотой нравственных устремлений. После отречения последней династии она была распущена, но Чэнь продолжал покровительствовать анархистам, ставшим активными реформаторами в Кантоне. В период Движения 4 мая 1919 Чэнь с помощью друзей-интеллектуалов создал «идеальный город» «новой культуры» в Чжанчжоу, Фуцзянь.

Программа анархистов отличалась радикализмом, в котором просматриваются буддийские и даосские черты, противостоящие консерватизму цинского конфуцианства: предлагалось отказаться от употребления мяса, табака и спиртного, упразднить использование слуг и рикшей, отказаться от институтов брака, употребления фамилий и участия в правительственных организациях.

Коммуна Чжанчжоу, пытающаяся воплотить их в жизнь, была настолько неординарным предприятием, что привлекла к себе внимание как в Китае, так и за рубежом. Например, немецкая газета называла Чэнь Цзюнмина «звездой Востока», а восторженные студенты Пекинского университета дали Чжанчжоу прозвание «Москвы южного Фуцзяня».

Джон Дьюи, посетивший Китай с курсом лекций в 1919—1921, дал высокую оценку федеральной программе, которую Чэнь начал осуществлять в Гуандуне, с надеждой что другие провинции последуют его примеру. После посещения Гуандуна весной 1921 Дьюи описывал концепцию Чэня как идею единения Китая «самим народом, без применения силы — только посредством нормальной политической эволюции».

Чэнь способствовал сотрудничеству Гоминьдана с Коммунистической партией Китая, пригласив представителей КПК в Гуандун. Порвал с Сунь Ятсеном и стал врагом республиканского правительства во время Северного похода. В 1925 году бежал в Гонконг, откуда продолжал критиковать Гоминьдан. Возглавил партию Чжигундан.

Умер от тифа в 1933 году. После смерти Чэня его собственная партия, подписавшая в 1947 году соглашение о едином фронте с коммунистами, стала вспоминать своего основателя всё реже.

Детали биографии

  • В 22 года получил учёную степень сюцай.
  • В 1906—8 учится в Кантонской академии права и политологии (диплом с отличием).
Поделиться: