Популярные

Чжу Цяньчжи

Биография

Биография

Родился в Фучжоу в семье врачей. В 1916 г. поступил на юридическое отделение Пекинского университета, в 1919 г. перевёлся на философской факультет. В университете увлекался марксизмом и анархизмом, участник «Движения 4 мая 1919 г.». Перешёл на позиции радикального анархизма, занявшись исследованием роли личности в истории. В октябре 1919 г. за активное участие в акциях протеста был арестован в Пекине военными властями, но не пострадал. В университете поддерживал отношения с молодым Мао Цзэдуном, работавшим тогда в университетской библиотеке. Мао в интервью Эдгару Сноу (1936) признавался, что благодаря Чжу Цяньчжи увлёкся в те годы анархизмом.

В 1921 г. разочаровался в политическом радикализме, и перевёлся в Нанкин, где получал буддийское образование у наставника Тайсюя (??, 1890—1947). Разочаровавшись в коррумпированности буддийского клира, в 1924 г. стал преподавателем Сямэньского университета, расположенного тогда в Ханчжоу. В 1929 г. удостоен стипендии Исследовательского института и отправлен на стажировку в Японию, вернувшись в 1931 г., работал в Цзинаньском университете. В 1932 г. получил профессорское звание в университете им. Сунь Ятсена, где и работал до 1952 г. В 1946 г. опубликовал по-английски свои главные работы: Chinese Philosophy and the French Revolution и The European Renaissance and Chinese Civilization.

После образования КНР работал в разное время деканом исторического и философского факультетов, ректором Института литературы, директором Центра гуманитарных наук Исследовательского института, а также заведующим кафедрой истории университета им. Сунь Ятсена. В 1952 г. стал профессором Пекинского университета. В 1964—1972 гг. был научным сотрудником Института изучения религий Академии Наук Китая. В период «Культурной революции» подвергался нападкам. В 1968 г. окончил свою автобиографию (??????——???? «Переворот в мировоззрении: рассказ 70-летнего»), опубликованную только в 1980 г.

Теоретические взгляды

В молодости увлекался «теорией героев», считая выдающихся исторических деятелей творцами исторического процесса. В 1930-е гг. создаёт собственную «Философию истинного чувства» (????). Космическую сущность отождествил с человеческим телом, полагая, что она не выходит за пределы чувственно воспринимаемого феноменального мира. Небо, Земля, люди и все вещи образуют единое тело, существующее вне пространства и времени. Проповедовал отказ от рационального познания.

Исследуя влияние китайской философии на европейскую культуру, пришёл к следующим выводам:

  • Европейский Ренессанс порождён «Четырьмя великими изобретениями» — бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов.
  • Связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа:

1) Материальный контакт;

2) Контакт в сфере искусства;

3) Непосредственный контакт.

  • «Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае, и исследованием неоконфуцианства. Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство — источником прогресса философии.
  • Влияние китайской философии на Германию проявилось в создании новой реальности — просветительском монархическом либерализме.
  • Влияние китайской философии на Францию привело к созданию искусственного идеала — идеологии революции, направленной на разрушение.
  • Непосредственно китайская философия сформировала взгляды Вольтера, Гольбаха, Монтескьё, Д. Дидро и др.
  • Диалектика Гегеля — китайского происхождения. Диалектика «Феноменологии духа» находит соответствие с конфуцианским каноном.
  • Философия Шеллинга сближается с китайской философией.

В 1950-е гг. работал над воздействием буддизма на раннее христианство, в 1964 г. закончил фундаментальную работу по истории философии Японии.

Избранная библиография на китайском языке

  • ???? ???? 1928
  • ????????? 1925 ???????
  • ????????? 1935 ?????
  • ?????? 1921 ????
  • ?????? 1922 ????
  • ?????????? 1936 ?????
  • ????????? 1941 ?????
  • ?????? 1958 ??????
  • ???????? 1958 ????
  • ?????????? 1962 ???????
  • ?????????????????? ?????? 1962??1?
  • ??????? 1964 ????
  • ???????????? ??????? ISBN 7202025604
  • ?????? 1986 ????
  • ????????? 1989
  • ?????? 1993 ????? ISBN 7-01-002626-2.
  • ?????????, ??:???????2004
Поделиться: