Популярные
На фото Данте (Дуранте дельи) Алигьери

Данте (Дуранте дельи) Алигьери

итальянский поэт, создатель поэмы «Божественная комедия»
Дата рождения:
1265-06-01
Дата смерти:
1321-09-14
Биография

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году. Некоторые исследователи утверждают, что он появился на свет в середине мая, однако, по-видимому, более точным числом рождения является 1 июня. Алигьеро Алигьери, отец Данте, вероятнее всего имел юридическое образование и по местным меркам был не слишком небогатым человеком, хотя и владел несколькими домами и участками земли. Не брезговал он и давать деньги в рост – попросту сказать, занимался ростовщичеством. Мать Данте, Изабелла, умерла, когда мальчику едва исполнилось два года. Вскоре Алигьеро женился вторично – его избранницей стала Лаппа ди Кьяриссимо Кьялуффи, и у них родились дочь и сын – Гаэтана и Франческо.

Еще в детстве Данте началась его знаменитая история любви к Беатриче. В девять лет мальчик увидел восьмилетнюю Беатриче и сделал ее для себя мечтой на всю жизнь. Позже историки установят, что Беатриче для Данте символизировалась цифрой «девять», и именно этой цифрой поэт шифровал свои чувства. Однако ни словом, ни делом Данте так никогда и не показал Беатриче, что влюблен в нее. Как повествует сам поэт в своей автобиографической повести «Новая жизнь», его любовь пылала неугасимым костром, хотя и питалась только случайными и редкими встречами. Боккаччо, друг племянника Данте, писал, что Беатриче, дочь уважаемого и богатого гражданина Флоренции Фолько Портинари, вышла замуж за флорентийского банкира Симоне де Барди и умерла в возрасте двадцати четырех лет, летом 1290 года. Этот день стал самым печальным в жизни Данте.

По-видимому, Данте получил образование в Болонье, в школе правоведения. Во время обучения он познакомился со стихами болонского литератора, которого считают основоположником нового поэтического «сладостного стиля» – Гвидо Гвиницелли. Именно поэзия Гвиницелли во многом способствовала формированию гения Данте.

В 1283 году отец Данте умер, и восемнадцатилетний юноша стал главой семьи. Наследство, которое Алигьеро оставил своим детям, было весьма скромным – небольшое имение и дом под Флоренцией. Первые скромные поэтические опыты Данте до современности не дошли. Считается фактом, что будущий поэт задумал свою автобиографичную книгу «новая жизнь» еще в юности, но закончил и опубликовал ее уже после смерти той, кому она была посвящена. Для мировой литературы эта книга превратилась в первую лирическую исповедь, трепетно и искренне поведавшую о великой, но тайной любви и столь же всеобъемлющей скорби вдохновенного человеческого сердца.

Ожидать особых доходов семье Алигьери было неоткуда. На тот момент Италия представляла собой совокупность феодальных городов-государств вместе с так называемыми «городами-коммунами». Римский папа наряду с императором Римской империи и королем Франции пытался подчинить себе разрозненные города, и среди трех этих сил борьба шла с переменным успехом. В руках у римского папы была, пожалуй, самая тяжелая, «католическая» дубинка – в случае нарушения его приказов вполне можно было получить отлучение от церкви и проклятие целого города. В результате этой борьбы итальянцы разделились на две политические партии – гвельфов и гибеллинов. Основную роль в жизни Флоренции играли купцы, ведь именно они приумножали богатства, как свои, так и флорентийской аристократии. Преимущественно Флоренция торговала с Францией, с которой также были связаны основные банкирские семейства Флоренции. Купцы были вынуждены поддерживать власть папы, чтобы не потерять торговые связи, и входили в партию гвельфов. Тем не менее, во Флоренции существовала и другая сила – гибеллины, стоявшие за императора. Партия гвельфов подразделялась, в свою очередь, на белых и черных – белые гвельфы боролись за независимость Флоренции от Ватикана, а черные были сторонниками папской власти. Род Алигьери традиционно входил в партию гвельфов, и Данте примкнул со временем к белым гвельфам.

Алигьеро Алигьери сговорился о браке сына с семьей Донати, принадлежавшей к черным гвельфам, когда мальчику было еще двенадцать лет, в 1277 году. В то время нарушить сговор отцов было для человека попросту невозможным, и через несколько лет после смерти Беатриче Данте Алигьери сочетался с Джеммой Донати. В этом браке у Данте родились трое сыновей – Пьетро, Якопо и Иоанн – и девочка Антония. Позже дочь Данте под именем Беатриче постриглась в монахини равеннского монастыря Сан-Стефано делья Оливи.

Со временем и с ростом количества написанных Данте стихов родственники его жены превратились в злейших врагов поэта. Они принадлежали к черным гвельфам. Данте же слишком часто ставил под сомнение возможное первенство римского папы в управлении родным городом и даже принимал участие в военных флорентийских походах против соседних гибеллинских городов в 1295 – 1301 годах. 5 ноября 1301 года армия, возглавляемая Карлом Валуа, братом короля Франции Филиппа IV, и армия Бонифация VII активно поддержала черных гвельфов, которые захватили власть во Флоренции. Для упрочения своего положения партия черных подвергла белых гвельфов ссылкам и казням. В это время Данте был в отъезде и о собственном приговоре узнал лишь в начале января 1302 года. Изгнание Данте из Флоренции сыграло огромную роль и в его судьбе, и в его творчестве. Лишь то, что жена Данте принадлежала к роду Донати, позволило ей сохранить имущество, полностью перешедшее к ней и детям. Через некоторое время дело Данте пересмотрели, и приговор «изгнание» был заменен на «сожжение огнем». Понятно, что более Данте не вернулся во Флоренцию.

Несколько лет Данте прожил в городе Ареццо, расположенном неподалеку от Флоренции. На тот момент в Ареццо собралось множество изгнанников-гибеллинов из Флоренции. Они строили различные планы по военному вторжению в родной город с целью захвата власти и наказания своих обидчиков. Правда, попытка вовлечь Данте Алигьери в эти планы окончилась ничем. Очень скоро он понял, что все лозунги гибеллинов пусть и привлекательны, но являются всего лишь политическими авантюрами, неосуществимыми и бесполезными. Данте порвал с гибеллинами всякие отношения и, по его словам, «превратился в партию для самого себя». Поэт уехал в Верону, но вступил там в конфликт с местными властями и был вынужден скитаться по Италии. Брешия, Тревизо, Болонья, Падуя – во всех этих городах Данте побывал, но не нашел постоянного пристанища…

В какой-то момент Данте поддержал маркиз Мороелло Маласпин, капитан лиги гвельфов Тосканы. Это покровительство позволило поэту опубликовать стихотворный цикл «О Каменной Даме». Ходили слухи, что эти стихи были посвящены родственнице его покровителя – Пьетре из семьи Маласпинов, новой возлюбленной Данте. Говорят, что увлечение это длилось совсем недолго. В 1307 году Данте, решив усовершенствовать свои знания, отправился в Париж. В столице Франции он часто участвовал в диспутах и поражал окружающих своей находчивостью, остротой мысли и начитанностью. Считается, что в это же время он начал работать над главным трудом своей жизни – «Божественной комедией».

Сквозной темой в этом произведении должна была выступить высшая справедливость – как в земной жизни, так и в мире загробном. Само именование «комедия» в те времена значило совершенно не то, что значит оно в современном нам мире. Понятие «комедия» воспринималось читателями как «представление», причем далеко не всегда смешное или даже просто веселое. К тому же, мрачное начало поэмы – о кругах ада – сменяется радостным раем и созерцанием божественной сущности. Кроме достаточно передового построения, Данте написал свою поэму едва ли не народным, простым языком, не прельстившись возвышенным стилем древнегреческих авторов. Кстати, эпитет «божественная» был добавлен в заглавие вовсе не самим Данте – его внесли при издании книги в Венеции более двухсот лет спустя, в 1555 году. Сама «Комедия» включает в себя сто песен практически одинаковой размерности – от ста тридцати до ста пятидесяти строк. Она разделена на три почти равных части – об Аде, Чистилище и Рае, в каждую из которых входит тридцать три песни. Стихотворный размер поэмы – одиннадцатисложник, терцина – изобретен самим Данте, который вложил в такую рифмовку и новый ритм, и глубокий для себя смысл.

В 1307 году начался период так называемого «Авиньонского пленения пап», продолжавшийся до 1378 года. Произошло это во время взошествия на папский престол француза Бертрана. Бертран, принявший имя Климента V, сменил место пребывания папского престола с Рима на Авиньон. Уже через год, 27 ноября 1308 года, на трон императора Священной Римской империи взошел Генрих VII, считавший своим долгом примирить доставшуюся ему разрозненную империю. Собрав армию, новый император вторгся в пределы Италии в 1310 году. Навстречу его армии устремились тысячи изгнанников, пострадавших от гвельфских репрессий. Сам же император объявил, что не может отличить гибеллинов от гвельфов, а его покровительство распространяется на всех. Среди надеявшихся на милость императора был и Данте Алигьери.

Один за другим города без боя открывали свои ворота императору, и Генрих шествовал по Италии как триумфатор. Милан, Пиза и Генуя с радостью покорились ему, но гвельфская лига центра Италии не собиралась сдаваться так просто. Фронт сопротивления был возглавлен родным городом Данте – Флоренцией. Именно в это время Данте сочинил трактат «О монархии». В нем поэт доказывал, что только при власти вселенского доброго монарха люди смогут жить мирно и счастливо, и что Господь Бог избрал народ Италии для правления миром – а значит, вселенским монархом может быть только человек, облеченный властью императора Священной Римской империи. Но главной ересью в этом сочинении в глазах недоброжелателей Данте стало утверждение, что и римскому папе, и императору власть вручает непосредственно Бог, а значит, император не должен подчиняться папе, ибо они равны. Однако трехлетняя военная кампания была весьма неудачна, да к тому же в конце лета 1313 года император внезапно умер. Эта смерть вызвала великую скорбь у Данте и прочих изгнанников, но зато во Флоренции был объявлен всенародный праздник.

Столь трагические события побудили Данте на время исчезнуть. Известно, что какое-то время он находился в Ассизи, а потом жил в Санта Кроче ди Фонте Авеллано – монастыре, где занимался исключительно работой над своей поэмой. Позднее поэт жил в Луке у одной из своих почитательниц, некоей Джентукки. Именно сюда ему прибыло письменное предложение возвратиться в родную Флоренцию – но только после добровольного согласия на унизительный обряд покаяния. Поэт с негодованием отказался от подобного унижения, и заседание Флорентийской сеньории 15 октября 1315 года заочно приговорило Данте Алигьери к позорной казни – причем на сей раз вместе с его сыновьями.

Как это ни странно, а именно «Божественная комедия» позволила Данте с определенным комфортом жить далее в Вероне. Именно здесь находился Канн Гранде де ла Скала – вождь гибеллинов Северной Италии, которого поэт прославил в своем произведении. В Вероне он был императорским викарием и имел столь большой политический вес, что Данте под его покровительством чувствовал себя совершенно спокойно. Однако долго в Вероне Данте все же не задержался и по приглашению правителя Равенны, большого любителя поэзии Гвидо да Полента, переехал в 1316 году в этот город. Сюда же прибыли дети Данте, и поэт, окруженный поклонниками и друзьями, плодотворно работал над песнями «Рая» из своей поэмы. Позднее появилась легенда, что последние из песен «Рая» пропали, и счастливое их возвращение стало возможно лишь потому, что Якопо, сыну Данте, явился призрак поэта и указал на тайник в глубине стены, где и оказалась рукопись.

Авторитет Данте в Равенне был настолько велик, что правитель города доверил поэту довольно сложную миссию. Летом в 1321 году Данте в качестве посла поехал в Венецию, чтобы заключить мир Равенны и республики Святого Марка. Возвращаясь в Равенну, Данте выбрал путь, проходящий между берегом Адрии и болотами. Видимо, здесь он и заболел малярией, которая и привела поэта к смерти.

Великий итальянский поэт Данте Алигьери скончался ночью 14 сентября 1321 года. Его тело было помещено в мраморный саркофаг в Сан Пьер Маджоре, церкви, впоследствии переименованной в церковь Святого Франциска. Перед похоронами голову поэта увенчали лавровым венком, таким образом воздав ему почести, не полученные при жизни.

В 1490 году правитель Бернардо Бембо заказал архитектору Пьетро Ломбардо мавзолей к саркофагу Данте. Заказ был выполнен, и мавзолей в стиле ренессанс и поныне возвышается над могилой великого поэта. Даже после того как Италия объединилась в XIX веке, Равенна отвергла притязания Флоренции по возврату праха Данте Алигьери.

Поделиться: