Популярные
На фото Давид Бен-Гурион

Давид Бен-Гурион

лидер еврейского рабочего движения в подмандатной Палестине, один из создателей и первый премьер-министр Государства Израиль
Дата рождения:
1886-10-16
Дата смерти:
1973-12-01
Биография

Биография

Детство и юность

Давид Иосиф Грин родился 16 октября 1886 года, в еврейской семье, в городе Плоньск Варшавской губернии (ныне Польша, тогда Российская империя). В 1881 году за 5 лет до рождения Давида из 7800 жителей Плоньска 4500 были евреями.

Отец Давида, Виктор (Авигдор) Грин соблюдал еврейские традиции (принадлежал к движению митнагдим), был одним из основателей «Ховевей Цион» (Любящие Сион) в Плоньске, а позже стал убеждённым сионистом. Он работал судебным писцом с правом исполнения обязанностей стряпчего. Эта должность позволила ему занять высокое место среди евреев Плоньска. Мать Давида — Шейндл Грин (урождённая Фридман) — умерла, когда мальчику было 10 лет, при очередных родах. Для Давида смерть матери стала большим ударом, он был очень к ней привязан. Новую жену отца Давид игнорировал до самой её смерти.

Дед Давида, Цви Арье Грин, свободно говорил на иврите, по-польски, по-немецки и по-русски, преподавал иврит в еврейской школе и хорошо знал Тору. Кроме Виктора, Цви Арье имел ещё троих сыновей. Он учил ивриту Давида и остальных своих шестерых внуков. И дед, и отец Давида были активными членами «Общества друзей знания и Торы», основанного плоньской интеллигенцией в 1895 году.

В пять лет Давид Грин поступил в хедер, традиционную еврейскую начальную школу. Под влиянием отца Давид проникся идеями сионизма.

Грин считал, что для построения еврейского государства нужны строители. Поэтому в 1904 году он принимает решение поехать в Варшаву, где живёт у родственников и преподаёт в еврейской школе. Находясь в столице Царства Польского Давид пытался поступить в различные учебные заведения, такие как политехникум и техническая школа Ольберга, здесь же он вступил в Поалей Цион. После возвращения в Плоньск Грин организовывает местное отделение движения Поалей Цион и начинает агитацию против Бунда — еврейской несионистской организации.

В 1906 году, в составе второй Алии, Давид Грин эмигрировал в Палестину, находившуюся тогда под владычеством Османской империи.

Первые годы в Палестине

7 сентября 1906 года Давид Грин на русском пароходе прибывает в Палестину, в порт Яффо. Вместе с ним в Палестину прибывает и группа его друзей-плончан, среди которых была и его любовь Рахель Нелкина. Яффо разочаровал сиониста-идеалиста Грина: город был грязен, в нём жило много торговцев-арабов, и что больше возмутило Давида, торговцев-евреев. В тот же день Грин и группа из четырнадцати новоприбывших евреев отправилась в Петах-Тикву, вместе с ним шёл его плоньский друг Шломо Цемах, в пути они провели всю ночь, а утром Шломо и Давид устроились на работу на апельсиновую плантацию в Петах-Тикве.

Осенью 1906 года Давид Грин посетил первый съезд партии Поалей Цион в Палестине, где был избран в центральный комитет партии. Также он был избран в специальную комиссию, которой предстояло создать программу партии. Позже эта программа получила название «Рамлская платформа», целью которой было создание еврейского государства в Палестине. Кроме того, вскоре было принято решение распустить центральный комитет и заменить его на временный руководящий центр, который состоял из двух человек — Давида Грина и Исраэля Шохета. Перед руководящим центром партия поставила задачу — реорганизовать партию. Однако создание руководящего центра не было переломным моментом в истории партии, это было лишь небольшим сдвигом. Попытка Грина сделать иврит официальным языком партии не удалась, в 1907 году по заданию партии он составлял воззвания «Еврейской социал-демотической партии в Эрец Исраэль».

В 1907 году Давид Грин ищет «своё место» в Палестине, зиму 1906—1907 годов он провёл в Петах-Тикве и Яффо, весной он провёл несколько дней в новой еврейском поселении — Кфар-Сава, а после отправился в Ришон-ле-Цион работать на винном заводе, затем Грин некоторое время пробыл в Реховоте. Он даже захотел перевести сюда из Плоньска свою семью, купить землю и стать поселенцем, однако отошёл от этой идеи, так как хотел жить в полностью еврейской деревне, работать бок о бок с евреями-земледельцами. Однажды Грин встретил своего плоньского друга Шломо Цемаха, который рассказал Давиду о своей жизни в Галилее, после чего он принимает решение переехать жить в Галилею. В составе группы во главе с Цемахом Давид Грин пешком пошел в Галилею, и после трёх дней пути он добрался до поселения Саджера.

В Саджере Грин нашел «свою» Эрец-Исраэль, в 1907 году в этом поселении всю работу выполняли евреи. Сперва Грин работал в опытном хозяйстве, а позже он работал в хозяйстве Рогачевского. В Саджере Давид всё чаще чувствует одиночество, об этом он писал в своём последнем письме к другу Шмуэлю Фуксу; ответа на это письмо Грин не получил, и связь между ним и Фуксом прервалась на много лет. Другой его друг Шломо Цемах вскоре уехал жить в Метулу, а его любовь Рахель Нелкина вышла замуж, это событие оставило сильное впечатление в жизни молодого Давида.

Его одиночество усугубляла разлука с семьёй. В 1908 году Давид Грин достиг призывного возраста в России. В сентябре 1908 года Давид Грин сел на пароход в Яффо и отправился в Россию, чтобы его отцу не пришлось платить 300 рублей за его неявку на призывной пункт. Он успешно добрался до Плоньска, встретился со своей семьёй и явился на призывной пункт, где присягнул на верность русскому царю и вскоре дезертировал из военного лагеря. Он перешел немецкую границу под фальшивыми документами и уже в конце декабря того же года вернулся в Палестину.

По прибытию в Палестину Грин поселился в созданной за время его отсутствия в Палестине деревне Кинерет, красота одноимённого озера (на берегу которого располагалась деревня) поразила его. Вскоре Давид Грин прибыл в поселение Милхамия, где он провёл несколько недель, после чего вернулся в Саджеру, которую он в то время считал своим домом. Саджера в то время была одним из образцовых еврейских поселений, большую часть работ здесь выполняли евреи, однако охрана поселения обеспечивалась черкесами, по желанию жителей деревни, в том числе и Грина, охрана была передана еврейскому населению. Во время Песаха 1909 года Давид Грин стал свидетелем убийства арабами нескольких его товарищей, на его глазах от арабской пули погиб его товарищ, это произвело на него сильное впечатление и повлияло на его взгляды на оборону. После этого случая Грин вступил в военную организацию Ха-Шомер.

Осенью 1909 года Грин покинул Саджеру и отправился в поселение Явниэль, по дороге куда он был ограблен арабом. Вскоре вор был пойман, но похищенное имущество возвращено не было. Проведя несколько недель в Явниэле Давид перебрался в Зихрон-Яков, который ему понравился и он решил здесь остаться. Здесь Грин занялся изучением французского и арабского языков, а после того, как в 1908 году произошло восстание младотурок в результате которого национальные меньшинства получили право избираться в парламент Османской империи Давид Грин всерьёз задумался о том, чтобы стать представителем еврейского рабочего движения в Палестине. Для осуществления этой цели Грин решил стать адвокатом, чтобы поступить в университет он начал с большей упорностью изучать иностранные языки.

На одном из собраний партии Поалей Цион Грин выступил с пламенной речью на иврите, в ответ на просьбы слушателей говорить на более понятном им идише Грин только продолжал произносить ивритские слова, под конец речи в зале осталось лишь три человека, Давид Грин, Ицхак Бен-Цви и Рахель Янаит. На конференции партии Поалей Цион, которая проходила весной 1910 года, Янаит и Бен-Цви потребовали ввести Грина в состав редакции партийной газеты «Ха-ахдут» (Единство). Для работы в газете ему пришлось переехать жить в Иерусалим, он снял небольшую комнату в Старом городе, за свою работу в Ха-ахдут Грин получал десять франков, которых ему хватало только на оплату жилья и скудный обед. Спустя нескольких месяцев такой полуголодной жизни Давид Грин всё-таки решился попросить прибавку к зарплате, которую он получил, но всё равно ощущал нехватку средств. Первые статьи Грина вышли в печать без указания автора, так как подписаться своим именем он не решился. Лишь в следующем номере газеты он подписался своим именем, однако это было уже новое имя — Бен-Гурион, которое он взял у исторического персонажа Иосифа Бен-Гуриона. Бен-Гурион прожил в Иерусалиме ещё год, в это время он активно печатался в «Ха-ахдут» и вместе с Ицхаком Бен-Цви ухаживал за Рахель Янаит.

1 августа 1911 года Бен-Гурион и Бен-Цви должны были представлять палестинское отделение Поалей Цион на всемирном съезде партии, который проходил в Вене. Из Вены Бен-Гурион писал в Палестину, что после конференции он не планирует возвращаться в Палестину, и что он намерен переехать в Салоники.

Учёба

7 ноября 1911 года Бен-Гурион прибыл в Салоники, здесь он намеревался выучить турецкий язык, а после этого изучать право в Стамбуле. Бен-Гурион считал, что палестинские евреи должны принять турецкое подданство и бороться за свои интересы через государственные институты империи. Он намеревался стать кандидатом в депутаты турецкого парламента и в случае избрания содействовать развитию еврейской государственности в Палестине.

Давид Бен-Гурион прожил в Салониках год. Несмотря на то, что в городе была крупная еврейская община, он чувствовал себя одиноким. Деньги на учёбу ему присылал отец, который обрадовался, узнав, что его сын бросил сельское хозяйство и занялся юриспруденцией. Турецкому языку Давид обучался у студента юридического факультета, тоже еврея по национальности. Друзья Давида Ицхак Бен-Цви и Исраэль Шохет также решили получить образование в Стамбуле.

Весной 1912 года Бен-Гурион блестяще сдал экзамены для поступления в университет. Учась в университете Давид переменил свой имидж, усы, подстриженные на турецкий манер, длиннополый сюртук и феска не позволяли отличить его от других жителей Стамбула. Начавшаяся в 1911 году Итало-турецкая война со временем подступила к Стамбулу, Стамбульский университет был закрыт, а студенты отправлены на фронт. Ещё до закрытия университета Бен-Гурион и Бен-Цви приняли решение вернуться в Палестину.

По прибытию в Палестину Бен-Гурион в составе бактериологической комиссии Штрауса отправился в Тверию, чтобы ухаживать там за инфекционными больными. Спустя четыре месяца после отъезда из Стамбула он вернулся в город, где несколько раз болел. Кроме того ему не хватало денег, которые высылал ему отец, материальное положение которого становилось хуже, и вскоре по совету Ривки (старшей сестры Давида) он предложил сыну оставить учёбу и вернуться в Россию.

В декабре 1913 года из-за болезни Бен-Гурион был вынужден провести несколько месяцев в одной из стамбульских больниц, а поле он получил деньги от отца для возвращения в Плоньск. Два месяца Давид провёл в родном городе, здесь он жил в доме сестры Ривки, а после он вернулся в Стамбул и сдал все экзамены.

Возвращение в Палестину

28 июля 1914 года Бен-Гурион и Бен-Цви сели на русский пароход «Корнилов», о начале Первой мировой войны они узнали 1 августа, когда два немецких корабля (Гебен и Бреслау) погнались за «Корниловым», который после изнурительной гонки всё-таки прибыл в Яффо.

В это же время турки ввели для евреев специальный налог,евреев которые не были подданными Османской империи начали высылать из страны, в ответ на это ведущие сионистские лидеры (Жаботинский, Вейцман и другие) призвали палестинское еврейство поддержать стран-участниц Антанты. Бен-Гурион и Бен-Цви выступили против этого, они начали агитировать евреев принимать Османское подданство, они опасались, что если евреи выступят против турков, они изгонят их из Палестины. Им даже удалось добиться разрешения сформировать роту еврейской милиции, однако она была распущена решением Джемаль-паши, который также закрыл газету Ха-ахадут и объявил сионистов врагами империи. Бен-Гурион и Бен-Цви допрашивались и апреле 1915 года были высланы из Палестины, за связь с сионистским движением.

Жизнь в Америке

Весной 1915 года Бен-Гурион и Бен-Цви сели на греческий пароход «Патрос» и отправились в Соединённые Штаты Америки, вскоре они прибыли в Нью-Йорк, где их встретили члены партии Поалей Цион.Бен-Гурион и Бен-Цви прибыли в США чтобы создать движение Халуц, по прибытии они обратились к руководству партии с просьбой организовать им турне по стране, чтобы создать в каждом городе, который они посетят ячейку нового движения. Бен-Гурион ездил по стране, выступал, однако единицы вступали в новое движение, Халуц было выражением его взглядов, он считал, что евреи должны владеть Эрец-Исраэль, использовать и возделывать её.

В том же 1915 году он выступил с речью на съезде Поалей Цион в Кливленде, Бен-Гурион выступил против создания еврейского государства сразу после окончания Первой мировой войны. Готовя материал к книге Бен-Гурион много времени проводил в крупных библиотеках Нью-Йорка и Вашингтона.

Несмотря на старания Бен-Гуриона и Бен-Цви движение «Халуц» не стало популярным в США, тогда они выпустили два сборничка «Халуц». Также была выпущена книга «Изкор», рассказывающая о героических смертях евреев-членов отрядов самообороны, так как книга имела большой успех, было решено выпустить ещё одну книгу о Палестине. За работу над книгой он получал от Поалей Цион десять

Поделиться: