Правнук известного педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Родился на Западной Украине, входившей в состав Польши, в имении своего деда Константина Константиновича Ушинского. Жена — Марианна Петровна, урождённая Добрович.
Во время Второй мировой войны в 1944 вместе с семьёй уехал на Запад, после 1945 жил в Западной Германии, учился в русской школе. Переехав в Канаду, окончил среднюю школу в Монреале (1953), университет Конкордия в Монреале (1957; изучал политологию и экономику). Получил учёную степень магистра в университете города Лондон (провинция Онтарио, Канада) в 1961, учёную степень доктора — в Лондонской школе экономических и политических наук (Великобритания) в 1967.
В 1953—1996 — член Народно-трудового союза (НТС). В 1957—1959 работал в системе НТС, в том числе на радиостанции «Свободная Россия», располагавшейся на территории ФРГ и осуществлявшей вещание на СССР. В 1959—1967 работал на радиостанции BBC («Би-Би-Си») в Великобритании, в 1967—1969 — в Гуверовском институте войны, революции и мира при Стэнфордском университете в городе Пало-Альто (США). В 1969—1972 руководил отделением Исследовательской секции радио «Свобода».
Автор публикаций в журналах «Грани», «Посев», газете «Русская мысль», других изданиях русского зарубежья. Специалист по истории Православной церкви. В 2003 опубликовал капитальный труд «Тоталитаризм и вероисповедание», в котором проанализировал природу тоталитарных режимов (на примерах истории СССР, Китая, Северной Кореи, других стран) и их антицерковную деятельность.
С началах 1990-х годов читал курсы лекций по церковной истории в различных российских и белорусских учебных заведениях, в том числе в Библейско-Богословском институте св. апостола Андрея в Москве, в Православном университете им. св. апостола Иоанна Богослова в Москве, в Смоленской и Минской духовных семинариях.
Член попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.
Решительный критик различных форм тоталитаризма (считая его не только античеловеческим, но и богоборческим соблазном), в том числе и в церковной жизни:
Придерживается либеральных взглядов на проблемы современной церковной жизни. Считает, что в Русской православной церкви необходимо изменение богослужебного устава, сокращение продолжительности богослужений при использовании греческого опыта: