Популярные

Дзисабуро Одзава

адмирал японского императорского флота во Вторую мировую войну
Биография

Биография

Одзава родился в сельской провинции Кою, префектуры Миядзаки, на острове Кюсю. Он закончил Императорскую Военно-Морскую Академию (1909) и начал свою службу мичманом на крейсерах «Сойя», «Касуга» и линкоре «Микаса».

В ранге прапорщика Одзава служил на эсминце «Араре», линкоре «Хиэй» и крейсере «Читозе», а в ранге лейтенанта на «Кавати» и «Хиноки». Он специализировался на торпедных атаках и после окончания Военно-Морского Колледжа в 1919 и повышении до старшего лейтенанта, ему был передан под командование эсминец «Такэ». Впоследствии он командовал «Симакадзе» и «Асакадзе». В 1925 он служил старшим торпедным офицером на линкоре «Конго».

В 1925—1933 Одзава служил на различных командных должностях, за исключением 1930-го года, когда он был отправлен с визитом в США и Европу. 15 ноября 1934, он был назначен командиром крейсера «Майя» и через год — командиром линкора «Харуна».

1 декабря 1936 он был повышен в звании до контр-адмирала. Он продолжал служить на различных командных должностях, вплоть до главнокомандующего Объединенным Флотом в 1937 и директора императорской военно-морской академии(с 6 сентября 1941). Он был повышен до вице-адмирала 15 ноября 1940.

Начало войны

После налета на Перл-Харбор Одзаве было поручено (18 октября 1941) командовать военно-морскими операциями в Южно-Китайском море в качестве командира Южного Экспедиционного флота, которые прикрывал сухопутные силы во время малайской операции. Под его руководством морская авиация принимала участие в уничтожении линейного крейсера «Рипалс» и линкора «Принц Уэльский». В начале 1942 года (январь-март), его флот поддерживал десанты на Яву и Суматру.

Одзава был одним из главных сторонников привлечения авиации в операциях флота. Он был первым высшим офицером, который рекомендовал объединить всю морскую авиацию в один флот для совместных тренировок и боевых вылетов.

В апреле, во время рейда Нагумо на Цейлон, соединение Одзавы вышло в Бенгальский залив, чтобы нанести удар по судоходству у восточных берегов Индии и по ряду портов. Согласно британским источникам с 4 по 9 апреля японцы потопили 23 грузовых судна общим водоизмещением 32404 тонны. Естественно, это на несколько месяцев остановило переходы судов без сопровождения. В то же время японцы укрепили западный обвод своего оборонительного периметра от Бирмы до Сингапура.

Сражения в Филиппинском море

В июне 1944 года американское авианосное соединение начало бомбардировки Марианских островов. В это время Одзава командовал 1-м мобильным и 3-м флотом, который находился на якорной стоянке Тави-Тави в море Сулу. Адмирал Тоёда приказал Одзаве атаковать вражеский флот.

Одзава командовал самым крупным соединением в истории Японии, под его командованием было 73 корабля, в их числе 9 авианосцев. И тем не менее американский флот превосходил его по численности почти вдвое. На стороне американцев было техническое превосходство авиации и более высокий уровень подготовки летного состава. Одзава рассчитывал на поддержку базовой авиации вице-адмирала Какуды (более 1000 самолетов), и до самого конца сражения не знал, что авиация Какуды уже уничтожена американцами. В результате Одзава потерял около 400 самолетов и несколько авианосцев. В сражении была уничтожена практически вся японская морская авиация.

После сражения Одзава вернулся на Окинаву и подал в отставку, которая не была принята.

17 октября 1944 американцы высадились на острове Лейте. Авианосное соединение Одзавы уже не имело самолетов и было решено использовать его в качестве приманки для американского флота.

25 октября несколько сотен американских самолетов атаковали соединение Одзавы. Были уничтожены все линкоры и авианосцы, только 9 кораблей сумели добраться до японских портов, в их числе крейсер «Оёдо», куда Одзава перешел после гибели флагмана «Дзуйкаку»).

После войны

Поделиться: