Популярные

Эрл Мюнц

американский предприниматель, независимый производитель автомобилей
Биография

Биография

Не закончив средней школы, Эрл Мюнц переехал из родного Иллинойса в Калифорнию, где за пять лет торговли подержанными автомобилями заработал 17 миллионов долларов. Прозвище «Безумного» он приобрёл из-за экстравагантной рекламы по радио, которую сам он и озвучивал.

В 1946 Мюнц занялся выпуском телевизоров (в то время ещё ламповых). Его телевизоры продавались дёшево и были спроектированы «без лишних деталей». Мюнц подметил особенность телевизоров своего времени, давшую ему реальное конкурентное преимущество: телевизоры «больших производителей» комплектовались чувствительными приёмниками с тремя-четырьмя каскадами промежуточной частоты. Городскому жителю такая чувствительность приёма была не нужна, и Мюнц в первую очередь упростил входные каскады ВЧ тракта. Появился даже термин muntzing (буквально проектирование по Мюнцу): Мюнц, не будучи инженером, брал в руки кусачки и откусывал у прототипа детали, одну за другой. Если прибор продолжал работать — деталь считалась лишней и вычёркивалась из принципиальной схемы. Подстроечные резисторы на конвейере впаивались временно, а после настройки их заменяли на дешёвые постоянные резисторы ближайшего номинала. В результате Мюнц продавал 14-дюймовые телевизоры по цене 7-дюймовых.

В 1951 Мюнц основал собственное производство автомобилей, Muntz Car Company, и за три года выпустил на свет 394 «полноразмерных» спортивных родстеров Muntz Jet с моторами Cadillac и «аэродинамическими» кузовами, спроектированными Францем Куртисом. Бизнес оказался убыточным (только оплата труда рабочих стоила две тысячи долларов на каждую машину - 40% розничной цены) и в 1954 Мюнц объявил фирму банкротом; вместе с автомобильным бизнесом он лишился и телевизионного.

В середине 1950-х годов Мюнц обнаружил на радио новинку — пластмассовые кассеты для звуковых рекламных роликов Echomatic, в которых короткая (от полуминуты до пяти минут звучания) лента была склеена бесконечной петлёй (впервые такая конструкция была запатентована в 1952 Бернардом Кузино). Мюнц, сам знаток автомобилей, занялся доводкой радийной кассеты для автомобильных магнитофонов (которые ещё предстояло создать). За основу он взял обычную магнитофонную ленту шириной 6.35 мм (четверть дюйма) с четырьмя дорожками (две параллельные записи стереозвука или четыре монофонического). Затем последовала разработка собственно автомобильного плеера (давать потребителям в руки возможность записи кассет Мюнц не собирался); так как штатные автомобильные приёмники были монофонические, то плеер Мюнца имел собственный стереоусилитель. C помощью старой команды инженеров Мюнц подготовил техническую документацию на производство и развернул его за пределами США, используя дешёвый труд развивающихся стран. Ему особо повезло в том, что звукозаписывающие компании не увидели в нём конкурента и дали ему лицензию на выпуск их записей. Прибыль Мюнц получал не на продаже техники (стоившей 30 — 70 долларов), а на продаже записанных кассет — по 4 — 5 долларов. Записать кассету Мюнца можно было только на заводском копировальном магнитофоне.

Четырёхдорожечный формат Мюнца просуществовал до конца 1960-х и был вытеснен восьмидорожечными кассетами Уильяма Лира, договорившегося о поставках магнитол на конвейер Ford; этот формат, в свою очередь, не продержался на рынке и десяти лет — его вытеснила компакт-кассета.

Поделиться: