Популярные
На фото Фавст Петрович Макеровский

Фавст Петрович Макеровский

модель известного детского портрета кисти Дмитрия Левицкого, директор Московского горного правления
Биография

Биография

Внебрачный сын дворянина П. М. Нестерова, представителя рода Нестеровых, старший брат которого, Александр Матвеевич Нестеров — женился на Александре, дочери Афанасия А.Гончарова. (По этой линии Ф. П. Макеровский — племянник её брата Николая Афанасьевича Гончарова, прадеда жены Натальи Гончаровой). Сестра отца, Анна Матвеевна Нестерова, была женой адмирала Григория Андреевича Спиридонова, героя Чесменского сражения.

В дворянских документах внебрачного ребенка было написано: «Из польского шляхетства». Данное ему редкое имя «Фавст» означало «счастливый, благополучный». Возможно, фамилия «Макеровский» была образована из французского «mon coeur» — «мое сердце», прибавив польское окончание в согласии с вымышленным шляхетством (нередкая практика, см. Фамилии внебрачных детей).

Имел дефект телосложения, выраженный в его маленьком росте. Раннее детство провел с отцом и тетушкой Акулиной Матвеевной в родовом имении отца — селе Старое Татарово в «глухом углу» Вязниковского уезда Владимирской губернии. Образование получил в Петербурге, в семье друга отца Я. И. Булгакова, видного дипломата и государственного деятеля вместе с его внебрачными (узаконенными) сыновьями, будущими почт-директорами обеих столиц Александром и Константинов. Зимой 1800 года умер его отец, оставив ему капитал и четыре небольших имения, в том числе Петелино. Фавст оставался в Петербурге и о его жизни в этот период известно из писем Булгакова-старшего к сыновьям, уехавшим заграницу.

Прослужив год чиновником, уволился и поселился в своем имении. Будучи любителем музыки, завел в Петелине крепостной оркестр. По протекции своего друга и сверстника А. И. Тургенева в 1807 году поступил секретарем в Московское горное правление. Участник войны 1812 года. В 1812 году в чине майора он служил адъютантом для особых поручений при московском военном генерал-губернаторе графе Ф. В. Ростопчине, который, намекая на маленький рост Макеровского, называет его в своих воспоминаниях «осколочек 1812 года».

Петелино было сожжено наполеоновскими войсками, и Макеровский поселяется в своем пензенском селе Березники, где венчается с соседкой по имению Софьей Сергеевной Мосоловой в Богоявленской церкви, построенной Макеровским. Молодожены поселились в отстраивающемся заново Петелено, хотя Макеровский продолжал отлучаться по делам службы. Гармонии их существования способствовало то, что Макеровская тоже оказалась весьма малого роста.

Макеровский благодаря своему усердию сделал карьеру: Александр I подписал указ о назначении Макеровского директором Московского горного правления. В обширной казенной квартире, полагавшейся директору, Макеровский разместил свою картинную галерею.

24 ноября 1823 года умерла жена, оставив ему сыновей Сергея, Дмитрия, Петра и дочерей Анастасию и Веру. Зимой 1843 года у Макеровского был удар, после которого он жил и лечился в Москве. Макеровский «был уволен на покой по его прошению 24 декабря 1843 года с пенсией полного оклада — 571 рубль 80 копеек серебром». Скончался 28 февраля 1847 года в 11 часов по полуночи в присутствии своего друга А. Я. Булгаковам. Его сыновья тоже пошли по горному ведомству и их фамилия продолжает встречаться в документах об исследовании природных ресурсов Сибири.

Изображения

  • Детский портрет кисти Левицкого является одним из знаменитых работ художника. Исследователь указывает, что мальчик изображен «в пестром маскарадном костюме, в прихотливой позе, на боку — огромный бант. Все это с целью скрыть непропорциональности сложения и малый рост». «До идентификации модели портрета изображенным считали, в частности, и карлика. Искусствовед Н. Н. Врангель про портреты помещиков Нестеровых работы Михаила Шебанова говорил, что это „головы, приставленные к туловищам“, считая, что художник не справился с изображением. Но Н. Н. Врангель не знал, что короткая шея — родовая черта многих Нестеровых, в том числе и Макеровского».. Находится в ГТГ, приобретен в 1914 г. у Н. С. Гаврилова, ранее — в собрании Д. Ф. Макеровского.
  • Акварель Э. П. Гау (1807—1887) «Охотник с собакой» (Бристольский картон, акварель, карандаш, белила, лак, 159х193. Из коллекции «А. А. Попов и Ко» Мориса Барюша, Париж), представленная в Музее личных коллекций, по мнению исследовательницы О. Русиной является портретом Макеровского в зрелом возрасте.
Поделиться: