Популярные
На фото Фрэнк Фредерик Борман

Фрэнк Фредерик Борман

астронавт NASA
Дата рождения:
1928-03-14
Биография

Образование и научные звания

Вырос в городе Тусон, штат Аризона, где в 1946 году окончил среднюю школу. В 1950 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте. В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте получил степень магистра наук по авиационной технике.

Профессиональная деятельность

В 1957 году, оставаясь на военной службе, Борман стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.

С начала 1969 года по июнь 1986 работал в авиакомпании Eastern Airlines. Начинал с должности консультанта, но уже в декабре 1970 назначен вице-президентом оперативной группы. С июля 1974 избран в совет директоров как исполнительный вице-президент (генеральный менеджер производства). С мая 1975 — президент и главный операционный директор. С декабря 1975 — главный исполнительный директор. С декабря 1976 — председатель совета директоров.

В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне. В 1988 году назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.

Воинская служба

На службу в ВВС США поступил в июне 1950 года. После прохождения лётной подготовки на базе ВВС Уильямс в Аризоне в августе 1951 года стал военным лётчиком. С 1951 по 1953 год служил лётчиком-истребителем в 44-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье на авиабазе Дарк на Филиппинах. С ноября 1953 по июнь 1956 год служил строевым лётчиком в различных частях на базах ВВС Муди в Джорджии и Льюк (Luke AFB) в Аризоне.

В 1960 году окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных лётных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School, Class 60-C) на базе Эдвардс в Калифорнии. В декабре 1961 года окончил Аэрокосмическую школу пилотов-исследователей ВВС (Aerospace Research Pilot School, Class 1, 1961) на базе Эдвардс. После её окончания до зачисления в отряд астронавтов служил пилотом-инструктором Школы. Был также офицером по вопросам реализации проекта модификации силовой установки F-104. Во время одного из полётов на сверхзвуковой скорости двигатель его F-104 заглох, однако после снижения скорости Борману удалось запустить двигатель и благополучно посадить самолёт. Ушёл в отставку в июле 1970 года, пройдя путь от второго лейтенанта до полковника ВВС.

Общий налёт к моменту зачисления в отряд астронавтов составлял около 6000 часов.

Астронавт

В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Прошёл полный курс подготовки. Специализировался на ракетах-носителях, и стал экспертом по вопросам системы аварийного спасения. Работал вместе с Вернером фон Брауном над созданием аварийной системы обнаружения неисправностей на ракетах-носителях. В 1963 году вместе с Аланом Шепардом начал готовиться к первому пилотируемому полёту на новом двухместном корабле Джемини в качестве пилота, но после того как в конце 1963 года Шепард был отстранён от подготовки к полёту в связи с заболеванием уха, Борман был переведён пилотом в дублирующий экипаж «Джемини IV».

Первый полет

Впервые Борман полетел с 4 по 18 декабря 1965 года в качестве командира корабля «Джемини-7». Во время полёта было проведено сближение на расстояние 30 см с выведенным позже кораблём «Джемини-6». После 5 часового совместного полёта корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся рекордным по продолжительности. Продолжительность полёта составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.

В сентябре 1966 года был назначен в дублирующий экипаж второго полёта по программе Аполлон, а в декабре 1966 года был назначен командиром экипажа третьего пилотируемого полёта, который должен был стать первым с использованием РН Сатурн V. Однако после пожара в кабине корабля Аполлон-1 (SA-204) в январе 1967 года полёты были отменены.


Второй полет

В ноябре 1967 года был назначен командиром экипажа корабля Аполлон-9 вместе с Уилльямом Андерсом и Майклом Коллинзом. Программа этого полёта, так же, как и Аполлон-8 (Джеймс МакДивитт, Дэвид Скотт, Рассел Швейкарт) предусматривала испытания лунного модуля на орбите Земли. Однако после того, как летом 1968 года стало ясно, что LM будет готов к испытаниям не раньше марта 1969 года, было решено изменить полётное задание Аполлона-8. В качестве новой задачи фигурировал первый облёт Луны кораблём без лунного модуля. Однако, так как командир Аполлона-8 Джеймс МакДивитт потратил уже много месяцев на подготовку к операциям с LM и знал его лучше кого-либо из других астронавтов, было решено поменять местами экипажи Аполлона-8 и Аполлона-9. Чуть позже в новом экипаже Аполлона-8 произошла замена — Майкла Коллинза, у которого возникли проблемы с медициной, сменил Джеймс Ловелл, напарник Фрэнка Бормана по первому полёту.

Аполлон-8 совершил полёт с 21 по 27 декабря 1968 года. 24 декабря впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны на которой оставался 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Продолжительность полёта составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды

Фрэнк Борман ушёл из НАСА в июле 1970 года. Суммарное время его пребывания в космосе — 19 суток 21 час 35 минут 43 секунды.

Публикации

В соавторстве с Robert J. Serling в 1988 году опубликовал автобиографию Countdown: An Autobiography of Frank Borman.

Награды

Награждён Крестом ВВС «За выдающиеся лётные заслуги» (Air Force Distinguished Flying Cross), и Космической медалью почёта Конгресса конгресса США.

Награждён также медалью НАСА «За выдающуюся службу», медалью НАСА «За исключительные заслуги».

Семейное положение

Жена — Сьюзан Багби (Susan Bugbee). Двое сыновей, Фредерик Пирс (Frederick Pierce, 04.10.1951) и Эдвин Слоан (Edwin Sloan, 20.07.1953).

Увлечения

Во время учёбы в школе играл защитником в сборной школы по американскому футболу в чемпионате штата. С детства увлекался полётами и в 15 лет получил лицензию пилота. В свободное время летает на принадлежащих ему истребителях времён Второй мировой войны. Увлекается также охотой, водными лыжами, гандболом, оздоровительным бегом, тяжёлой атлетикой, туризмом. Любит слушать музыку в стиле кантри и читать.

Поделиться: