Популярные

Фрэнсис Нвиа Кофи Кваме Нкрума

21 сентября 1909, деревня Нкрофул, юго-запад Золотого Берега
Биография

Биография

По этнической принадлежности — нзима. Родился в семье ремесленника-ювелира. Окончил католическую миссионерскую школу в Хаф-Асини и педагогический Ачимота-колледж в Ахре (1930).

Работал учителем в католических школах, преподавателем в римско-католической семинарии. Предполагал стать членом ордена иезуитов, но затем отказался от этого в пользу продолжения учёбы.

Обучение за границей

В 1935—1945 — в США. Окончил университет Линкольна со степенями бакалавра экономики, социологии и богословия (1939). Остался в университете на должности ассистента по философии, одновременно окончил при нём Богословскую семинарию (1942).

В Пенсильванском университете, защитив диссертацию, получил степень магистра педагогике и философии. Принимал участие в создании Института африканских языков и культуры при Пенсильванском университете.

Став членом студенческого братства «Фи-Бета-Сигма», участвовал в Движении отца Дивайна, который проповедовал идеи негритянского религиозного возрождения. Организатор Ассоциации студентов-африканцев США и Канады.

В 1945—1947 — в Великобритании. Изучал философию право и в Лондонском университете и Лондонской школе экономики и политических наук. Не завершил докторскую диссертацию по этнофилософии, так как увлёкся логическим позитивизмом.

Включился в политическую деятельность: активно участвовал в организации и работе 5-го Панафриканского конгресса в Манчестере (1945), автор принятой на нём декларации о политической свободе и экономическом прогрессе.

Возвращение на родину

В 1947 году вернулся в Золотой Берег — тогда был создан Объединенный конвент Золотого Берега (ОКЗБ), и он занял пост генерального секретаря. Однако в 1948 году произошёл разрыв Нкрумы с ОКЗБ. В 1949 году он основал Народную партию конвента (НПК), провозгласившую курс на независимость и «социалистическое строительство».

В 1948 и 1950 годах арестовывался за организацию забастовок и демонстраций, в 1950—1951 — в тюрьме.

В 1951 году состоялись первые выборы в Законодательное собрание, которые принесли победу НПК. В результате Нкрума был освобождён из тюрьмы и назначен руководителем департамента правительственных дел, в 1952 году — премьер-министром.

Во главе независимой Ганы

6 марта 1957 года, после провозглашения независимости Ганы (так стал называться Золотой Берег) в составе Содружества, Нкрума стал премьер-министром. 1 июля 1960 года Гана стала республикой, а Нкрума стал её президентом (должность премьер-министра была упразднена). В 1957—1958 и 1962—1963 он также занимал пост министра иностранных дел.

С 1961 года он — генеральный секретарь и пожизненный председатель НПК. В 1964 году была введена однопартийная система, а Нкрума — провозглашён пожизненным президентом Ганы.

Были провозглашёны социалистическая ориентация, курс на модернизацию экономики путём развития преимущественно государственного сектора. Нкрума, будучи лидером панафриканизма, предоставлял помощь национальным движениям других африканских стран.

Ошибки в экономической политике и снижение мировых цен на какао-бобы (которые были основной экспортной культурой Ганы) привели страну к финансово-экономическому кризису.

24 февраля 1966 года, во время визита Нкрумы в Пекин, в результате военного переворота он был смещён. Лозунгом переворота было: «Против авторитарного режима — за демократическое правление». На деле же свержение Нкрумы повлекло за собой череду военных переворотов и новых диктаторских режимов. Несомненным результатом переворота стал отказ от социалистической ориентации Ганы.

Изгнание

После переворота Нкрума больше уже никогда не возвращался в Гану. Он попросил политического убежища в Гвинее, где и остался по приглашению её пожизненного президента Ахмеда Секу Туре; был провозглашён вице-президентом.

Жил в Конакри. В августе 1971 года вылетел на лечение в Бухарест, где умер от рака кожи 27 апреля 1972 года. Похоронен в родной деревне; позже останки были перенесены в столицу страны Аккру, где ему был воздвигнут памятник и разбит мемориальный парк.

Политические и философские взгляды

Нкрума называл себя одновременно христианином и социалистом-марксистом; при этом он переосмысливал и христианство, и марксизм, и социализм для целей и задач национально-освободительного движения.

Идеолог панафриканизма. Сторонник идей африканского единства и «особого пути» Африки, он был противником негритюда, в котором не принимал «негритянский национализм», считая необходимым заменить его «африканским национализмом».

Свою систему взглядов называл коншиенсизм (англ. consciencism, «философия сознательности» — производное от англ. conscience — совесть, сознание, сознательность), истоками которого считал рационалистическую версию европейской философии и «научный социализм» К. Маркса.

Из современных Нкрума интеллектуалов наиболее значительное влияние на него оказали Маркус Гарви, У. Э. Б. Дюбуа и Джордж Падмор (который в 1957—1959 был у него советником).

Труды

  • Negro History: European Government in Africa // The Lincolnian, April 12, 1938, p. 2 (Lincoln University, Pennsylvania)
  • Ghana: The Autobiography of Kwame Nkrumah (1957) — ISBN 0-901787-60-4
  • Africa Must Unite (1963) — ISBN 0-901787-13-2
  • African Personality (1963)
  • Axioms of Kwame Nkrumah (1967) — ISBN 0-901787-54-X
  • (1967)
  • Voice From Conakry (1967) — ISBN 90-17-87027-3
  • Handbook for Revolutionary Warfare (1968)
  • Consciencism: Philosophy and Ideology for De-Colonisation (1970) — ISBN 0-901787-11-6
  • Class Struggle in Africa (1970) — ISBN 0-901787-12-4
  • The Struggle Continues (1973) — ISBN 0-901787-41-8
  • I Speak of Freedom (1973) — ISBN 0-901787-14-0
  • Revolutionary Path (1973) — ISBN 0-901787-22-1

Переведённые на русский язык

  • Автобиография — М., 1961
  • Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии — М., 1962
  • Африка должна объединиться — М., 1964

Премии и почётные звания

  • Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1962)
  • Почётный доктор ряда университетов: Московского, Каирского, Краковского и др.
Поделиться: