Популярные

Галкин Павел Андреевич

советский военный деятель, во время Великой Отечественной войны — штурман
Биография

Биография

Родился в семье сельского учителя в деревне Нижняя Ищередь Рязанской губернии. В 1940 году окончил педагогический техникум в посёлке Сапожок Рязанской области (специальность — учитель русского языка и литературы). В ВМФ с 1940 года. В 1943 году окончил Военно-морское авиационное училище им. С. А. Леваневского (в г. Николаеве).

В период Великой Отечественной войны с июля 1943 года штурман звена 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (5-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота), гвардии лейтенант. Штурман звена, гвардии лейтенант

К апрелю 1944 года совершил 22 боевых вылета, потопил 2 подводные лодки, 2 транспорта, мотобот и танкер и в составе группы — 2 транспорта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм гвардии лейтенанту Галкину Павлу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4046).

В период войны

По окончании Военно-морского авиационного училища им. С. А. Леваневского в 1943 г. был направлен на Северный флот в 29-й бомбардировочный авиационный полк (БАП) штурманом пикирующего бомбардировщика Пе-2, вместе с пилотом П. Сердюком и стрелком-радистом Б. Боровым. В одном из боев немецкий истребитель, вынырнув из задней «мертвой зоны» выпустил очередь по самолету П. Сердюка, серьёзно ранив радиста и повредив самолет. После этого случая летчик Сердюк был переведен в авиаполк штурмовиков на Ил-2, а штурман Галкин — в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (ГМТАП).

В конце лета 1943 г. в составе 9-го (ГМТАП) появился новый экипаж самолета-торпедоносца «Бостон» А-20G. Его командиром был старший лейтенант Францев Евгений Иванович. В 9-ом ГМТАП Францев Е. И. встретился со штурманом пикирующего бомбардировщика Галкиным Павлом Андреевичем. Вместе со стрелком-радистом Антипычевым С. М. они составили героический экипаж самолета-торпедоносца.

В короткий срок, освоив эксплуатацию и боевое применение навигационного оборудования и вооружения самолета «Бостон» А-20G, экипаж начал участвовать в боевых действиях по кораблям противника на морских коммуникациях и в портах.

К осени 1944 г экипаж торпедоносца потопил 2 транспорта по 8 000 т, танкер 10 000 т, 2 подводные лодки, за что летчик Е. И. Францев и штурман П. А. Галкин были награждены двумя орденами Красного Знамени и представлены к званию Героев Советского Союза.

Во второй половине августа они были вызваны в Москву, где в Кремле каждому из них были вручены Медаль Золотая Звезда и орден Ленина. Возвратившись из Москвы в родной полк, Францев и Галкин стали готовиться к очередному полету в тыл врага. На этот раз штурман рассчитывал нанести торпедный удар по немецкому авиатранспорту, стоящему более года в Порсангер-фиорде вблизи истребительного аэродрома Лаксельвен. По мнению штурмана, удачный результат был возможен только при определенных метеорологических условиях. Экипаж внимательно следил за изменениями погоды. Но, 12 сентября 1944 г. врачи положили штурмана Галкина в госпиталь на операцию, а 15 сентября Е. Францев вылетел на «свободную охоту» с начальником минно-торпедной службы В. Легкодымовым и стрелком-радистом С. Антипычевым. Через пару часов на КП аэродрома пришла радиограмма от Францева: «Порсангер-фиорд. Атаковал транспорт. Транспорт затонул. Возвращаюсь». Прошло несколько часов, но от Экипажа Францева никаких сигналов не поступало.

Высланный на место атаки воздушный разведчик подтвердил затопление транспорта. Через несколько дней командованию стало ясно, что экипаж погиб. Штурман П. А. Галкин, оставшись без экипажа, был послан на Высшие Офицерские курсы, по окончании которых, назначен штурманом эскадрильи 51 Минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны П. А. Галкин поступил на штурманский факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии (в Монино) и, окончив её в 1956 году, был назначен на преподавательскую работу в Камышинское военно-морское авиационное училище (г. Камышин, Сталинградская область). В 1959 г. это училище было расформировано, а П. А. Галкин был переведен старшим преподавателем Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В 1967 г. П. А. Галкин был назначен начальником кафедры боевого применения средств поражения Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ, ныне — Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище (военный институт) им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. М. Комарова). С 1978 — полковник запаса.

В период с 1982 по 1996 г. Галкин П. А. заведовал учебно-методическим кабинетом Ейского высшего военного авиационного училища летчиков. В настоящее время живёт в г. Ейск Краснодарского края. С 1997 года — член совета старейшин при администрации города Ейска, член президиума совета ветеранов Ейского ВВАУЛ.

Сын Галкина П. А. — Галкин Владимир Павлович — советский ученый, изобретатель, научный руководитель «Лаборатории проблем цивилизации», действующей при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова.

Бюст П. А. Галкина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на территории музея ВВС СФ на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново города Североморск Мурманской области (автор Э. И. Китайчук).

21 августа 2010 года Павел Андреевич стал почётным гражданином города Ейска.

Награды

  • Медаль Золотая Звезда
  • Орден Ленина,
  • два Ордена Красного Знамени,
  • Орден Отечественной войны I степени,
  • Орден Красной Звезды,
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени,
  • медали.
Поделиться: