Популярные
На фото Ганс Гвидо фон Бюлов

Ганс Гвидо фон Бюлов

немецкий дирижёр, пианист и композитор
Дата рождения:
1830-01-08
Дата смерти:
1894-02-12
Биография

Биография

Учился игре на фортепиано с девяти лет у Фридриха Вика, затем у Макса Эбервайна, композицию осваивал под руководством Морица Гауптмана. В 1846?1848, находясь в Штутгарте, познакомился с Иоахимом Раффом и другими известными музыкантами. В 1849 Бюлов присутствовал на концерте, которым дирижировал Рихард Вагнер, а год спустя ? на веймарской премьере «Лоэнгрина» под управлением Листа. Эти события оказали на Бюлова большое впечатление, и он принял решение бросить начатую было юридическую карьеру и серьёзно заняться музыкой. Он консультировался с Листом и брал частные уроки у Вагнера, по рекомендации последнего продирижировал в Цюрихе оперой Доницетти «Дочь полка». Отсутствие должных навыков, однако, привело к скорой отставке Бюлова, и он стал дирижёром небольшого оперного театра в Санкт-Галлене, где дебютировал с оперой Вебера «Волшебный стрелок». Публика приняла Бюлова весьма хорошо, не в последнюю очередь благодаря тому, что он дирижировал на память, без партитуры.

В 1851 Бюлов становится учеником Ференца Листа в Веймаре, прекращая на время дирижёрскую карьеру. Он усердно совершенствует своё мастерство, начинает сочинять музыку и писать статьи. Лист называет Бюлова одним из величайших музыкальных феноменов, которые ему приходилось встречать. В 1855?1864 Бюлов преподаёт в Берлине, выступает как пианист, и вскоре получает место придворного капельмейстера в Мюнхене, где дирижирует премьерами опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». Именно Бюлов заложил основы современных традиций разучивания и постановки опер: индивидуальной подготовки певцов, прослушивания их по отдельности и в ансамблях, затем с фортепианным аккомпанементом, групповых репетиций оркестра, наконец, полных сценических «прогонов» (например, перед постановкой «Тристана» их было одиннадцать).

В 1869 году Бюлов покидает свой мюнхенский пост. Одной из причин стал разрыв с женой ? дочерью Листа Козимой, ушедшей к Вагнеру, другой ? проблемы при постановке «Золота Рейна», в которую постоянно вмешивался баварский король Людвиг II. Несмотря на натянутые отношения с Вагнером, Бюлов всегда уважал его как музыканта (однако никогда не приезжал на фестиваль в Байройт). С 1872 года Бюлов выступает как пианист, в частности, в Британии (1873) и США (1875?1876), где дал 139 концертов, включая премьеру Первого фортепианного концерта Чайковского в Бостоне. Бюлов стал одним из первых западноевропейских музыкантов, пропагандировавших творчество русского композитора.

1878?1880 годы Бюлов проводит на должности придворного капельмейстера в Ганновере, но уходит с этого поста после ссоры с тенором Антоном Шоттом. В 1880?1885 он работает в Майнингене, где выводит местный оркестр на уровень одного из лучших в Германии. Близкий друг и почитатель творчества Брамса, Бюлов руководил первым исполнением его Четвёртой симфонии с этим оркестром. Бюлову принадлежит ряд реформаторских идей, в том числе введение в оркестр пятиструнных контрабасов и педальных литавр. Он был первым музыкантом, исполнявшим фортепианный концерт (Первый Брамса) и одновременно дирижировавшим оркестром. В 1882 он женится на актрисе Марии Шанцер, которая впоследствии напишет его биографию и отредактирует переписку.

В последние годы жизни Бюлов много гастролирует (в том числе в Глазго в 1878 году и в Лондоне в 1888), преподаёт в Консерватории Раффа в Гамбурге и Фортепианной школе Клиндворта в Берлине, выступает как приглашённый дирижёр. Начавшееся в начале 1890-х душевное расстройство вынуждает его поселиться в частном пансионе, а из-за проблем с физическим здоровьем он отправляется в Египет, где и умирает в 1894 году.

Творчество

Бюлов ? один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века. Его пианистическое искусство характеризовалось критиками как интеллектуальное, основанное на анализе и тщательном расчёте (за что Бюлова часто упрекали), однако не лишённое выразительности и страсти. Бюлов обладал огромной исполнительской энергией, так, в 1880 он несколько раз исполнял в одном концерте сразу пять поздних сонат Бетховена, а в 1889 в Нью-Йорке ? 22 сонаты за 11 дней. Наследие Бюлова-композитора включает в себя оркестровые и фортепианные пьесы, романсы, редакции фортепианных сочинений Баха, Бетховена, Вебера, Крамера и других композиторов.

Интересные факты

Одним из учеников Бюлова был польский композитор Павел Кучинский.

Поделиться: