Популярные
На фото Газали

Газали

полное имя Абу-Хамид Мухаммад ибн-Мухаммад аль-Газали
Биография

Родился в 1058 в городе Тус (Хорасан), умер в 1111 там же.

Один из наиболее авторитетных учителей, входит в число основателей суфизма. В 1091 сельджукский султан предложил ему возглавить богословскую школу в Багдаде.

Деятельность Аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, он сформулировал теоретические основы суфизма и добился его интеграции с общепризнанным исламом.

Биография

Абу-Хамид аль-Газали родился в 1058 в бедной семье, рано потерял отца. Перед смертью отец поручил своему другу-суфию заняться воспитанием и обучением своих сыновей. Его друг некоторое время учил их, а потом, будучи бедным человеком, отдал в медресе.

Его учителем был имам Ахмад ар-Разикани в Тусе. Для продолжения обучения он направился в Джурджан и Нишапур, где далее его учителем стал имам аль-Харамайн (аль-Джувайни, ум. 1085), знаменитый последователь Ашари.

Молодого Абу-Хамида замечает сельджукский визирь Низам аль-Мульк, он попадает в Багдад и получает высокие должности при дворе, становится авторитетным учёным и богословом. С 1091 по 1095 он преподаёт в медресе аль-Низамия.

1092 Низам аль-Мульк погибает от убийцы-ассасина.

1095 аль-Газали отправляется в хадж, и покидает Багдад, бросая карьеру в момент её расцвета. 11 лет до 1106 он ведёт жизнь отшельника. Он объясняет свой поступок тем, что в среде богословов и законоведов наступило разложение, и его охватила «боязнь ада». Он посетил святые места Мекку, Медину, также Иерусалим, Дамаск, Багдад и прожил в отшельничестве в Тусе. В эти годы он написал наиболее значительные свои сочинения.

В 1106 Фахр аль-Мульк заставил Газали вернуться к преподаванию, аль-Газали начинает снова читать лекции в медресе аль-Низамия в Нишапуре.

Незадолго до смерти он снова бросает преподавание и возвращается в Тус. Живёт в келье и учит молодых последователей суфийскому образу жизни.

Аль-Газали умер в декабре 1111 в возрасте 55 лет.

Характеристика учения

Аль-Газали принадлежал к ортодоксальной суннитской школе аш-Шафии.

Он сочетал в себе знатока фикха с суфизмом, под который он подвёл теоретическую базу.

Когда (особенно в годы уединения) он стал тщательно изучать науки (калам, философию, исмаилизм, суннитскую догматику), он пришёл к выводу, что рационально сконструированная вера нежизненна, и всерьёз обратился к суфизму. Он понял, что нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного.

Оценка Аль-Газали в мусульманском мире

Аль-Газали высоко ценится в исламе. Ему были присвоены титулы Шараф-аль-А’имма (араб.: ??? ??????), Зайн ад-дин (араб.: ??? ?????), Худжжат-аль-Ислам, что означает «Довод Ислама» (араб.: ??? ???????).

Влияние Аль-Газали на мировую философию и мировоззрение

Аль-Газали сразу же стал переводиться на многие языки, получил известность в христианской Европе и в еврейских общинах. С его сочинениями был знаком Фома Аквинский, который его высоко ценил.

Сочинения Аль-Газали

См. подробно Сочинения Имама Аль Газали

Суфизм

  • Эликсир счастья (Кимийя-йе са’дат, на фарси, араб. ????? ??????? ??) Русский перевод (избранное)
  • Ниша Света. Объяснение хадиса о семидесяти тысячах завесах (Мишкат аль-анвар) Русский перевод
  • Воскрешение наук о Вере, 1096—1097 (Ихйа улум ад-Дин, араб. ????? ???? ???????) Выдержки в русском переводе Выдержки в русском переводе

Философия

  • Самоопровержение философов, «The Incoherence of the Philosophers» (Тахафут аль-фаласифа, араб. ????? ??????????) — сочинение, ставшее знаменитым на западе и считающееся опровержением философской школы, известной в арабской среде под названием «фалясифа» (главным образом, последователи аль Кинди). Понимание названия этой книги как атаки на философию вообще представляет собой типичный образец ложных друзей переводчика. Хорошо известна полемическая книга Ибн-Рушда c опровержением Аль-Газали «Тахафут аль-тахафут» (Самоопровержение самоопровержения), известная также и в еврейской традиции.
  • Намерения философов 1094, (Макасид аль-фаласифа,араб. ????? ??????????), изложение философии Авиценны
  • (араб. (????? ????? (????? ????? ??????????)

Теология

  • 1108 (al-Munqidh min al-dalal, араб. ?????? ?? ????????)
  • Критерии различения ислама от еретических учений (Замаскированное неверие), англ. The Decisive Criterion for Distinguishing Islam from Heresy (or Masked Infidelity), (Faysal al-tafriq bayna al-islam wa al-zandaqa, араб. ???? ??????? ??? ??????? ??????????)
  • Сорок глав о принципах Веры (Kitab al-arba?in fi usul al-din)
  • Срединный путь теологии 1095 (Аль-иктисад, 'al-1qtisad fi’I-i`tiqad, араб. ???????? ?? ??????????)
  • Письмо из Иерусалима, 1097 (al-Risala al-Qudsiyya)
  • Мизан аль-хамаль, 1095 (Mizan al-hamal , араб. ????? ???????)

Фикх (Исламское право)

  • Основы исламского права, 1109 (al-Mustasfa min ?ilm al-usul)

Логика

  • The Standard Measure of Knowledge, 1095, Mi?yar al-?ilm
  • The Touchstone of Proof in Logic , 1095, (Михакк аль-назар, Mihakk al-nazar f’l-mantiq, араб. (??? ????? (??????)
  • Правильные весы, 1096, англ. The Just Balance (Аль-Кустас аль-Мустаким, al-Qistas al-mustaqim, араб. ??????? ??????????)

Другие сочинения

  • (араб. ????? ??????? ?? ????? ????????)
  • (араб. ??????? ?? ??? ????????)
  • (араб. ???? ?????? ?? ???? ????? ??????? ?????? ?????????)
  • (араб. ?????? ?? ????????)
  • (араб. ???????? ?? ??? ???? ???????)
  • (араб. ???? ????? ???????)
  • (араб. ?????? ?? ??? ?????? ?????????)
  • (араб. ????? ??????????)


Поделиться: