Популярные
На фото Генри Стил Олкотт

Генри Стил Олкотт

основатель и первый глава Теософского общества
Биография

Биографический обзор

Начало карьеры

Генри Стил Олкотт родился 2 августа 1832 года в Ориндже, штат Нью-Джерси в пуританской семье. Его отец — Генри Вайскофф Олкотт, предприниматель; мать — Эмилия Стил Олкотт.
Олкотт вырос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси. Учился в Колледже города Нью-Йорк (так тогда назывался подготовительный колледж Нью-Йоркского университета), затем изучал агрономию в Колумбийском университете Нью-Йорка. Его первая книга по агрономии сахарного тростника Sorghum and Imphee (1857) принесла ему международную известность.
В 1858—1860 годах Олкотт был редактором газеты «Нью-Йорк Трибьюн» по сельскохозяйственной тематике, иногда принимал к публикации статьи и по другим темам.
В 1860 году женился на Мэри Эппли Морган (англ. Mary Epplee Morgan), дочери ректора церковно-приходской школы Троицы (Trinity parish) города Нью-Рошель. У них родились четыре ребёнка, из которых два умерли в младенчестве.

Олкотт служил в армии США во время гражданской войны, в 1863—1866, находясь в звании полковника, был специальным уполномоченным Военно-морского департамента США. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке. Ему удалось упорядочить практику страхования и стать специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию.
Опубликовал генеалогию своего рода, которая выводила его корни от Томаса Олкотта, одного из тех, кто основал в 1636 году Хартфорд в Коннектикуте.

Спиритизм и теософия

Олкотт заинтересовался спиритизмом ещё в 19 лет, и среди статей, которые он писал в газеты, были статьи, посвящённые движению спиритуалистов. В 1874 году он написал для газет «Нью-Йорк Сан» и «Нью-Йорк дейли график» серию статей, посвящённых сеансам медиумов братьев Эдди.
Артур Конан Дойль, прочитав эти статьи, был уверен, что Олкотт не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль пишет:

В начале 1875 года видные спиритуалисты пригласили Олкотта провести расследование по поводу обвинения в обмане, которое предъявлялось медиумам Дженни и Нельсону Холмсам, которые, как утверждалось, проводили сеансы вызова духа Кэйти Кинг (англ. Katie King).

В 1874 году на одном из сеансов, которые проводились в Читтендене (штат Вермонт), он встретил Елену Блаватскую.
В ноябре 1875 года Олкотт, Блаватская и ещё несколько человек (в их числе Уильям Джадж) сформировали Теософское общество. Тогда же Блаватская начала писать свою первую книгу.
Олкотт рассказывал о совместной работе с Блаватской над «Разоблачённой Изидой»:

Индия и буддизм

В декабре 1878 года Олкотт и Блаватская покинули Нью-Йорк и отправились в Индию, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества. Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии. Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года, впоследствии местоположением Общества стал город Адьяр.
Во время их визита в 1880 году на Цейлон (Шри-Ланка) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры.

Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри Ланке (Теософское общество основало здесь несколько буддийских школ, наиболее известные из них — Колледж Ананда, Колледж Наланда, Колледж Дхармараджа и Висаха Видьялайя); также способствовал религиозному возрождению в Индии, Японии и других странах Востока. Стимулировал рост интереса к изучению санскрита. Объединил разные секты Шри Ланки в буддийскую секцию Теософского Общества (1880); 12 сект Японии — в объединённый комитет по распространению буддизма (1889); буддистов Бирмы, Таиланда и Шри Ланки — в Собрание Южных Буддистов (1891); и в заключение северный и южный буддизм были воссоединены через подписание Четырнадцати Положений Буддизма (1891). С делегацией буддистов в индусском храме в Тинневелли посадил «дерево дружбы» (1882), что было первой демонстрацией братства между буддистами и индуистами за несколько сотен лет. В 1886 году Олкотт основал Адьярскую библиотеку, где впервые в истории религиозные учителя индуизма, буддизма, зороастризма и ислама собрались, чтобы благословить общее дело.
Макс Мюллер пишет, что Олкотт был инициатором публикации подлинных брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях слова о том, что «через тёмные стороны жизни их могут вести несколько лучей истины. Он показал им, что, несмотря на многие различия, их веками разделённые секты имеют много общего, что они должны отказаться от того, что не является существенным и придерживаться того, что является наиболее важным для создания истинных уз великого братства религий».
«Буддийский катехизис» Олкотта выдержал 44 издания (к 1938), был переведён на 20 языков и стал всемирно используемым учебником. Олкотт получил благословение буддийских первосвященников Шри Ланки, Бирмы, Таиланда и Японии за свои труды для буддизма. За заслуги перед индуизмом был принят в касту брахманов.
Умер 17 февраля 1907 года в Адьяре, выразив желание видеть своей преемницей Анни Безант.

Махатма Кут Хуми написал о полковнике Олкотте в 1880 году:

Интересно

  • В честь Олкотта названа главная улица столицы Шри-Ланки Коломбо — Олкотт-роуд.
  • В Марадане установлена его статуя.
  • Олкотт практиковал месмерическое лечение.

Библиография

  • Sorgho and Imphee, the Chinese and African sugar canes; A. O. Moore, New York (1857)
  • Outlines of the first course of Yale agricultural lectures; C. M. Saxton, Barker & Co., New York (1860)
  • Descendents of Thomas Olcott (1872)
  • Human Spirits and Elementaries (1875)
  • People from the other world; American Publishing Co., Hartford (1875)
  • A Buddhist catechism; Madras (1881)
  • Theosophy, Religion, and Occult Science; New York (1885)
  • Old Diary Leaves (6 volumes)
  • The Hindu Dwaita Catechism (1886)
  • The Golden Rules of Buddhism (1887)
  • The kinship between Hinduism and Buddhism; The Maha-Bodhi society, Calcutta (1893)
  • The Poor Pariah; Addison & Co., Madras (1902)
  • The Life of the Budha and its Lessons (1912)
  • Old diary leaves, Inside the occult, the true story of Madame H. P. Blavatsky; Running Press, Philadelphia (1975, reprint)
Поделиться: