Популярные
На фото Георгий Крескентьевич Лукомский

Георгий Крескентьевич Лукомский

русский историк, искусствовед, художник, потомок княжеского рода Лукомских
Дата рождения:
1884-03-14
Биография

Биография

В 1901 году окончил Орловское Александровское реальное училище. Одновременно начал учиться в Орловской рисовальной школе Сычева; продолжал художественное обучение на архитектурном отделении Казанской художественной школы (1901—1903) и, с 1903 года, в Петербурге, в Императорской Академии художеств.

В 1905—1907 годах путешествовал по Западной Европе, изучая старинную архитектуру. В 1907 году брал уроки рисунка в московской мастерской К. Ф. Юона. С 1908 года — в Петербурге; здесь он активно работал с С. К. Маковским, печатал, в основном искусствоведческие статьи, в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», участвовал в выставках.

В 1910 году отправился «во внутренние губернии Российской империи для собирания, исследования, изучения, зарисовывания и фотографирования предметов старины». Поездки по России продолжились и в следующие годы. Результатом стали труды Г. К. Лукомского, посвященные архитектуре русских городов: «О художественной архитектуре провинции», «Кострома» (1913), «Вологда в её старине» (Пг., 1914), «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII — XVIII вв.» (Пг., 1915), «Старый Петербург», «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства» (Пг., 1916), «Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства», «Старинные усадьбы Харьковской губернии», «Царское село» и др.

23 мая 1915 года он наконец-то получил удостоверение об исполнении дипломного проекта и, спустя некоторое время, свидетельство на звание художника-архитектора и стал членом Императорского археологического института.

В 1914—1918 годах был почётным членом Северного кружка любителей изящных искусств.

После Февральской революции входил в «Особое совещание по делам искусств», описывал ценности царских дворцов для организации в них музеев. В 1918 году уехал на Украину. С 1 февраля 1919 года стал главным хранителем художественного собрания Б. И. Ханенко, подготовил к печати его каталог. Кроме этого, он заведовал в Киеве описанием, реставрацией и мезеефикацией памятников архитектуры, в том числе Св. Софии; напечатал книгу посвящённую украинскому барокко XVII—XVIII веков (1-я часть, посвящённая киевским храмам); читал лекции по истории мебели в Киевском археологическом институтеи по русскому прикладному искусству XVII века — в университете св. Владимира. Вынужден был покинуть Киев в октябре 1919 года и 20 апреля 1920 года покинул Россию, через Константинополь эмигрировав в Париж. На Западе продолжал активно работать как художник и искусствовед, был секретарём Парижской группы «Мира Искусства», сотрудничал в журналах «Сполохи», «Жар-птица»; выпускал книги о русской архитектуре: «Russisches Porzellan», «Russische Baukunst» и др.

С 1940 года жил в Лондоне. Предполагал вернуться в Россию: В. К. Лукомский писал Э. Ф. Голлербаху:

Умер в Ницце в 1952 году.

Сочинения

  • Вологда в её старине. — Пг., Тип. Сириус, 1914.
  • L'Oeuvre d'Andrea Palladio: Les Villas des Doges de Venise. Paris, 1927.
  • Les fresques de Paul V?ron?se et de ses disciples. Paris, ?ditions Marcel Seheur, 1928.
  • La vie et les moeurs en Russie. Paris, 1928.
  • Kiev, Ville Sainte de Russie. Paris, J. Danguin, 1929.
  • Les Demeures des Tsars: Les Palais des Empereurs de Toutes les Russies. Paris, Editions Nilsson 1929.
  • l'Architecture religieuse Russe du XIe si?cle au XVIIe si?cle. Paris, E. Leroux, 1929.
  • Art ?trusque. ?tude illustr?e sur la peinture murale de Corneto-Tarquinia. Paris, 1930.
  • Jules Roman. Sa vie, son oeuvre. 1932.
  • Catalogue of exhibition of coloured drawings by Prince George Loukomski. Fine Art Society. 1939.
  • History of Modern Russian Painting (1840 - 1940). London, Hutchinson, 1940.
  • The Face of Russia. London, Hutchinson. 1942.
  • Charles Cameron (1740-1812). London, Nicholson & Watson, 1943.
  • Jewish Art in European Synagogues. London, 1947.
Поделиться: